В Музее искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков открываются четыре новых выставки, представляющие знаковых мастеров города и блестяще демонстрирующие разнообразие и масштаб творческих поисков в отечественном искусстве второй половины ХХ столетия.
Как рассказали организаторы, выставки продлятся с 4 мая по 30 июня.
Выставка приурочена к 90-летию легендарного скульптора-шестидесятника Константина Симуна, автора знаменитого памятника «Разорванное кольцо», ставшего символом подвига Ленинграда в дни блокады.
Экспонируемые произведения раскрывают новаторский творческий дух мастера, проявившийся в его искусстве ещё в 1960—1970-е годы в России и получивший своё развитие в США, куда Симун переехал в 1988 году. Помимо классических скульптур, на выставке представлен ряд никогда ранее не выставлявшихся экспериментальных работ мастера. Они раскрывают «закулисье» художественной мысли, размышления о действительности, облаченные порой в парадоксальные пластические формы. Всего на выставке представлено более 50 скульптур и арт-объектов.
Выставка приурочена к 75-летию Татьяны Леоновой, известного петербургского графика, заявившего о себе ещё в 1980-е годы. Очарованная античностью как источником вдохновения, она всегда смотрит на окружающее сквозь призму мифов, легенд и преданий прошлых веков. Именно поэтому мифологическая серия — одна из важнейших в творчестве автора.
Античные богини, боги, вакханки, музы, сатиры и кентавры даются на листе крупным планом. Их формы обобщены и монументальны. Вся пластическая идея подчинена отражению метафизической сущности мужского и женского начал в их противоборстве и единении. Сюжет всегда трансформируется в универсальное вневременное событие. При этом даже Петербург воспринимается Леоновой как носитель духа античности. Её графическая серия «Летний сад» с образами мраморных статуй богинь среди аллей знаменитого сада исполнена трепетного очарования и таинства преемственности исторических эпох.
Выставка «Отцы и дети» познакомит со знаменитой династией Натаревичей и Вайнманов, представив искусство двух поколений творцов — трёх художников, талант которых раскрылся у каждого в своей области.
Старший, живописец Михаил Натаревич, входил в число ведущих мастеров, определивших облик ленинградской художественной школы конца 1950-х—1970-х годов, времени больших перемен и открытий. Его творческий «лексикон» являет собой продолжение и развитие новаторских исканий отечественных мастеров периода «оттепели». Представлены различные жанровые сцены и портреты 1960-1970-х годов — наиболее интересного и плодотворного периода его творчества.
Искусство его дочери, художника Елены Натаревич, — блестящий пример развития петербургских традиций графического мастерства. Лаконичные, изящные фигуры-знаки в представленных графических листах и коллажах Елены повествуют о неспешном течении жизни, о безбрежности прекрасного в обыденном. Экспозиция раскрывает все грани её искусства: демонстрируются портреты, пейзажи и тематические композиции.
К поколению «детей» на выставке относится и творчество скульптора Дмитрия Вайнмана, свидетельствующее о переосмыслении традиций знаменитой «матвеевской школы» пластики, прославившей наш город. Зрителям представлены портреты деятелей культуры, отличающиеся психологической глубиной, целый ряд обнажённых моделей с их «мягкой» пластикой форм, рельефные композиции на библейские темы и произведения, связанные с театральными и цирковыми мотивами.
Выставка открывает сезон экспозиций под открытым небом. Во дворе музея представлено искусство одного из самых ярких ленинградских скульпторов второй половины ХХ века, Льва Сморгона, справляющего в этом году свое 95-летие.
В экспозицию вошли скульптуры в камне 1990—2000-х: портреты и автопортреты, религиозные сцены и абстракции. Её частью станут и детские игрушки, которыми Сморгон занимался с середины 1950-х, сотрудничая с крупнейшими фабриками того времени. Мастер разработал почти сотню моделей, новаторски изменил дизайн изделий, сделав образы игрушек занимательными, а их формы пластически выразительными, благодаря чему эти детские предметы стали узнаваемыми и любимыми на всем пространстве Советского Союза.