Как сообщил СМИ Национальный автомобильный союз, стоимость ОСАГО для российских автомобилистов может повыситься на 30% уже до конца текущего года. По информации организации, такое предложение активно продвигают страховые компании, при этом в качестве причин заявляется рост стоимости запчастей и услуг сервиса.
Запчасти для автомобилей действительно сегодня растут в цене, и сильно: так, одни только китайские запчасти за год подорожали на 45%. Китайских автомобилей на дорогах сегодня становится всё больше в связи с уходом других иностранных фирм из России, кроме того, не секрет, что именно китайские запчасти-реплики приходят на смену оригинальным запчастям от иностранных автомобилей. Поэтому рост цен серьёзно бьёт по карману потребителя, и касается это не только запчастей из Поднебесной.
— Некоторые запчасти для автомобилей подорожали на 20–50% и даже больше в зависимости от марки и модели машины. Это произошло из-за нарушения глобальных цепочек поставок в результате пандемии и геополитических изменений. Кроме того, определённое влияние на стоимость запчастей оказали такие факторы, как увеличение цен на металл, пластик и другие материалы, используемые в производстве автокомпонентов, — пояснила в беседе с 78.ru управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
По её словам, наибольшее подорожание наблюдается у запчастей для автомобилей Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Toyota и других марок, официально покинувших Россию. Ощутил на себе влияние и отечественный автопром (а также его приверженцы среди водителей): стоимость российских автомобилей регулярно растёт, как и цены на запчасти для них.
Кроме китайских автомобилей, на российских дорогах по-прежнему много корейских, в том числе раньше считавшихся самыми дешёвыми вариантами Kia и других. На запчасти, а также материалы для них цены выросли за последний год ориентировочно на 20%, рассказал 78.ru генеральный директор УК «К-Групп» (партнёрская сеть СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна») Михаил Мартынов.
— Повышение стоимости связано, во-первых, со сложностями с переводом денег за продукцию поставщикам за рубеж. Во-вторых, с появлением трудностей по логистике контейнерных поставок из Китая. Регулярное изменение цен на фрахт дополнилось чрезмерной загруженностью наших железных дорог, — отметил эксперт.
Поставки запчастей попали в ту же ловушку, что и поставки других товаров из дружественного Китая: банки Поднебесной из-за санкций с трудом разрешают переводы платежей из России, не редки ситуации, когда российским фирмам приходится отправлять деньги по несколько раз в разные организации, прежде чем их примут и товар удастся оплатить. Подкидывают проблем и сложности логистики: Транссиб и БАМ не справляются с резко возросшей нагрузкой на них, как и пункты пропуска на границе, в итоге товар задерживается и его стоимость растёт.
И хотя обе железнодорожные ветки сейчас модернизируются и расширяются, а президент РФ заявил об амбициозном проекте строительства автомобильной трассы от Санкт-Петербурга до Владивостока — на реализацию задуманного требуется время, и в текущем моменте цены переживают турбулентность.
По словам Михаила Мартынова, цены на запчасти могут вырасти ещё больше до конца 2024 года.
— До конца года можно ожидать роста цен на детали на 5–10% в связи с ростом сезонного спроса и снижением уровня складских запасов. Что касается стоимости услуг СТО, в среднем с начала года повышение составило 10%, — констатировал он.
Пока решение о повышении цен на ОСАГО для рядовых автомобилистов не принято — как утверждают в Национальном автомобильном союзе, его лоббируют страховые компании, однако итоговое решение выносит Центробанк. Впрочем, вряд ли можно ожидать, что регулятор не пойдёт на это, учитывая рост издержек автомобильной отрасли. К тому же, в последний раз тарифы ОСАГО пересматривались в 2022 году, а с тех пор в экономике и логистике произошло многое.
— Безусловно, рост стоимости запчастей, скорее всего, отразится на коэффициентах и базовой ставке ОСАГО на будущий год. Пока сложно предполагать, насколько это сможет компенсировать повышение цен на комплектующие, поскольку в 2025 году, вероятно, рост продолжится в связи с вышеперечисленными факторами, а также изменением налоговых режимов, — резюмировал Михаил Мартынов.
Косвенно о том, что подобное решение может быть принято в скором времени, говорит тот факт, что для других категорий транспортных средств ЦБ уже готовится поднять стоимость ОСАГО. В частности, на 11,57% предполагается расширить тарифный коридор по ОСАГО для общественного транспорта, на 20% — для мотоциклов. Зацепит в том числе и такую важную категорию в современной России, как грузовой транспорт — для него тарифный коридор также расширится на 20%.
Грузовой транспорт сегодня — основа логистики в России: как ранее рассказывали эксперты 78.ru, железная дорога перевозит в основном большие партии массовых грузов — лес, нефть, уголь, удобрения и так далее. Товары народного потребления перевозит обычный грузовой транспорт, поэтому именно от него — и от стоимости такой логистики — зависит итоговая цена товара на полке магазина.
А грузовой транспорт, в отличие от легкового, нуждается в страховании, для него это не желательный, а необходимый инструмент, пояснил в разговоре с 78.ru член совета управляющих 3PL-оператора «АЭРОСИБ-С» Владислав Железный.
— Связано это с тем, что расстояния в стране большие, а водители постоянно находятся в дороге, соответственно, чем чаще авто находится в пути, тем выше риск. Кроме того, зачастую габариты грузового транспорта вследствие сложного рельефа в стране могут на дороге вызывать рисковые моменты. Также влияет климат — неожиданно может пойти дождь, снег, образоваться гололёд, что влияет на рост и увеличение ДТП, — констатировал эксперт.
Конструкция грузовых автомобилей действительно более уязвима перед непогодой и другими дорожными сложностями, она требует от водителя высокого уровня вождения, концентрации, чувства габаритов. Бывают и ситуации, когда профессионализм не поможет, указал Владислав Железный: к примеру, сильный боковой ветер при выезде из леса на открытое пространство может перевернуть пустой фургон при несоблюдении скоростного режима. Поэтому ОСАГО для транспортной отрасли крайне важно как возможность страховки от непредвиденных ситуаций, и отказываться от него, пока его стоимость не выходит за пределы разумного, она не будет.
По данным Банка России, расширение тарифного коридора по ОСАГО планируется для грузового транспорта с разрешённой максимальной массой 16 тонн и ниже. Регулятор утверждает, что оно затронет только около 4% полисов ОСАГО, однако по факту сюда попадает большое количество самых разных транспортных средств.
— Это вынужденная и вполне ожидаемая мера ввиду роста стоимости запчастей, ремонта, рынка б/у автомобилей и дефицита профессиональных водителей, чей стаж и опыт в том числе влияют на итоговую стоимость полиса. Тем более что последний пересмотр тарифов на ОСАГО был в 2022 году, — пояснила в беседе с 78.ru руководитель отдела сопровождения продаж автомобилей ААА «Траксервис», официального дилера MAN, SITRAK, HOWO, ISUZU, AMBERTRUCK, JAC Инна Купряшкина.
Она перечислила транспорт, который подпадает под новый тарифный коридор: это всевозможные варианты застроек небольших грузовиков для внутригородских и междугородних перевозок — бортовые платформы, тентованные и изотермические фургоны, а также огромное количество спецтехники типа КМУ, автоцистерн, автотопливозаправщиков, самосвалов и другое. Проще говоря, практически весь грузовой транспорт, который можно встретить сегодня на дорогах.
— Пока понятно одно, что 2024 год, с его повышением ставки ЦБ и утилизационного сбора, а теперь ещё и стоимостью ОСАГО, получится ударным с точки зрения финансовой нагрузки на автобизнес, а это, в свою очередь, моментально отразится на стоимости цен на логистику и конечные продукты, — констатировала Инна Купряшкина.
Для потребителя это означает только одно: набившее уже оскомину повышение цен. И как с этим собирается бороться Центробанк, который, с одной стороны, старается всеми силами победить инфляцию, а с другой стороны, косвенно влияет на её рост, неясно.
Вырастет ли действительно стоимость ОСАГО для легковых автомобилей и обычных водителей, пока доподлинно неизвестно. Однако к самой такой возможности эксперты относятся неоднозначно. В частности, их тревожит, что из-за повышения цен на ОСАГО большое количество водителей может от него отказаться.
— У ОСАГО есть важнейшая социальная составляющая — регулирование взаимоотношений автомобилистов на дороге. Это уверенность в том, что не придётся гоняться за виновником ДТП или «решать» вопрос на месте, как это происходило до введения системы в действие. На данный момент количество договоров ОСАГО составляет порядка 41 млн, при этом эксперты РСА говорят о том, что количество водителей без ОСАГО на дорогах уже в течение нескольких лет составляет около 6 млн водителей, — отметил в разговоре с 78.ru исполнительный директор коммуникационной группы «Аймарс» Александр Ревский.
Претензий к ОСАГО и без того много: как рассказала Ирина Франк, многие автовладельцы считают, что ОСАГО стал менее эффективным инструментом защиты их прав, поскольку покрывает только часть убытков при ДТП. По статистике, часто ОСАГО возмещает только основные расходы, такие как медицинские услуги и ремонт автомобиля, а дополнительные затраты — например, на потерю заработка или моральный ущерб — остаются неучтёнными. Кроме того, и на ремонт страховые компании направляют компенсации далеко не каждый раз.
— Если ситуация с направлением в ремонт не будет меняться в лучшую сторону, автомобилистам чаще придётся самим судиться с виновниками ДТП, чтобы взыскать недостающую для ремонта сумму, да ещё к этому прибавится удорожание полиса — количество игнорирующих необходимость покупки ОСАГО может возрасти, — констатировал Александр Ревский.
Ирина Франк его поддержала: по её мнению, подорожание ОСАГО приведёт к увеличению числа водителей, которые решат не оформлять полисы. В непростых экономических условиях люди могут воспринимать ОСАГО как ненужную трату, особенно если уже сталкивались с трудностями в получении выплат.
— Водители по-разному реагируют на рост цен — некоторые начинают более серьёзно относиться к страхованию и ищут лучшие условия, тогда как другие считают, что риски езды без полиса минимальны. Важно отметить, что увеличение числа автовладельцев без ОСАГО может создать дополнительные риски на дороге и усложнить ситуацию с безопасностью, — резюмировала эксперт.
Это беспокоит всех экспертов, в том числе связанных с грузовой логистикой: Инна Купряшкина отметила, что только время покажет, сможет ли повышение стоимости ОСАГО помочь в борьбе с высокорискованными водителями и простимулировать безаварийное использование грузовых транспортных средств. Поэтому, по мнению экспертов, особенно важно и страховым компаниям, и государственным структурам отнестись к этому вопросу внимательно.
— Страховым компаниям необходимо не только проработать вопрос о правильном информационном сопровождении данной меры и её обосновании для водителей, но и задуматься о необходимости повышения штрафа за отсутствие полиса, который на данный момент составляет всего 800 рублей. Ужесточение штрафа позволит сознательным гражданам чувствовать себя более защищёнными на дороге, поскольку отсутствие полиса не будет финансово выгоднее, чем его покупка, — предложил Александр Ревский.
Впрочем, есть и другое мнение: так, в беседе с 78.ru доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев выразил уверенность, что повышение стоимости ОСАГО не скажется на его востребованности.
— Оттока покупателей ОСАГО в принципе быть не может, если учесть, что это обязательное страхование, у автолюбителя нет выбора, приобретать страховку или нет. Другое дело, что очередное подорожание ОСАГО может вызвать очередной рост спроса на липовые страховки. Такое мы наблюдали в предыдущие годы, — напомнил он.
Учитывая рост цен на запчасти и техобслуживание, скорее всего, повышение стоимости ОСАГО для всех категорий транспорта — вопрос уже решённый. Однако параллельно стоило бы озаботиться работоспособностью этого инструмента, иначе, кроме как к росту подделок и цен в магазинах, такая мера вряд ли к чему-нибудь приведёт.