Завершилась реставрация картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
Как рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова, первая комплексная научная реставрация колоссального исторического полотна началась в декабре 2023 года. В рамках подготовки к экспонированию шедевра Брюллова пройдёт открытое заседание расширенного Реставрационного совета, на котором будут представлены результаты реставрации картины.
На совет приглашены представители Министерства культуры РФ, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина.
— Прошло больше девяти месяцев с того момента, когда мы провели реставрационный совет в открытом расширенном формате с приглашением крупнейших, ведущих реставраторов наших музеев, чтобы принять согласованное решение — впервые почти за 200 лет провести комплексную научную реставрацию этого невероятного полотна, которое во всемирном перечне шедевров возглавляет список произведений русских художников, являясь его абсолютным лидером. Полотно особенное для нашей истории, вообще для истории мировой европейской живописи, поэтому, конечно, ответственность колоссальная, — заявила Манилова.
По её словам, сегодня вновь в том же составе проводится открытый реставрационный совет, где выступят ведущие специалисты, реставраторы, научные сотрудники, которые проводили предреставрационные работы.
— Они доложат, покажут результат и расскажут ведущим специалистам о том, как это было, чего мы добились. Рассчитываем, что сегодня будет протокол, которым все единодушно единогласно подтвердят завершение первой в истории реставрации «Последнего дня Помпеи», — отметила гендиректор Русского музея.
В зале № 86 корпуса Бенуа была создана импровизированная реставрационная мастерская, где работали опытные специалисты музея. Реставраторы удалили старые записи и тонировки, подвели реставрационный грунт в места старых заделанных прорывов и мелких утрат, выполнили регенерацию лака, покрыли лицевую сторону слоем нового лака, провели тонировку утрат и потертостей, покрыли финальным слоем лака лицевую поверхность.
В зале была установлена стеклянная перегородка, которая позволила посетителям Русского музея наблюдать за процессом реставрации картины. Это беспрецедентное в отечественной реставрации музейных предметов решение дало гостям возможность познакомиться с работой реставраторов — важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром».
Видео: 78.ru
Также специалисты музея провели серии мастер-классов для участников проекта «Друзья Петербурга» по методам реставрации живописного произведения Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и его исторической рамы.