Путин и Трамп обрушили авторынок: россияне ждут возвращения иномарок, но дождутся ли?

Провал из-за «ждунов»?
Февраль-2025 стал самым провальным месяцем по автопродажам за два года: такого снижения не регистрировалось с июня 2023-го. За месяц россияне, согласно данным Минпромторга, приобрели всего 91,3 тыс. легковых автомобилей — это на 27% меньше, чем годом ранее. Снижение регистрируется по всем фронтам, от импорта новых и подержанных легковушек до отечественного автопрома и электромобилей. Причём отечественный автопром пострадал меньше всего: он просел на 10% (на 4% по данным «Автостата»), в то время как продажи иномарок рухнули сразу на 40%. Всего же, по данным министерства, за январь–февраль 2025 года продано на 12% меньше новых автомобилей, чем в прошлом году.
Более того, в марте, согласно ожиданиям специалистов, падение продолжится — вероятно, оно дойдёт и до 45–50% по сравнению с прошлым годом. Дилеры бьют тревогу, и на фоне снижения продаж просят у правительства льготного кредитования — такое обращение направила ассоциация «Российские автомобильные дилеры» премьер-министру Михаилу Мишустину и другим чиновникам. По её предложению, ставка кредитов для дилеров должна составлять 10%, это поможет стабилизировать авторынок и предотвратить кризис в отрасли.
— Господдержка, безусловно, нужна. Но льготные кредиты — полумера. Конечно, ставка 10% оживит кредитование, но не решит проблему рынка с высокими ценами на автомобили. Вероятно, помочь в этой ситуации сможет снижение утильсбора для локализованных брендов, субсидирование лизинга для юрлиц и прочие серьёзные меры, — оценила предложение ассоциации в беседе с 78.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Интересно, что появляются нетривиальные предположения о причинах столь резкого падения спроса, особенно на импортные автомобили: якобы рынок застыл в ожидании снятия санкций и, разумеется, возвращения в Россию западных автобрендов. Практически все марки, очень популярные у россиян на протяжении десятилетий, покинули рынок РФ после начала СВО в 2022 году, но долго вакуум не продлился — его частично заполнили китайские компании, частично — отечественные, частично — спас параллельный импорт. Однако нельзя не признать, что за три года полностью переориентировать российских покупателей на отечественные и китайские бренды нельзя — всегда останутся приверженцы более привычных западных марок.

Ирина Франк скептически отнеслась к влиянию подобной причины на спрос — по её мнению, основная причина кризиса заключается в макроэкономических условиях, а не в ожидании возвращения западных брендов.
— Высокая ключевая ставка (21%) делает кредиты недоступными: даже при снижении цен на авто ежемесячные платежи заметно выросли. Укрепление рубля породило ожидания дальнейшего снижения цен, что заморозило спрос («покупатели ждут дна»). Жёсткие требования к заёмщикам со стороны ЦБ привели к тому, что банки отсекают до 30% клиентов, — перечислила главные причины падения продаж эксперт.
Тем не менее внешнеполитические события, кажется, благоволят к тем, кто надеется на возвращение западных брендов: 18 марта президенты РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп провели ещё один разговор, который продлился около двух часов, а по его итогам оба лидера отметили среди прочего большой экономический потенциал у сотрудничества двух стран. Возможно, так и до снятия санкций недалеко?
Наложить санкции легко, а снять — нет
Предыдущий разговор двух лидеров состоялся 12 февраля, и тогда в отечественном инфополе произошёл настоящий всплеск надежд на скорое снятие санкций, и в частности возвращение в Россию западных автобрендов. Тогда назывались даже сроки и порядок их выхода на российский рынок: первыми должны были стать «немцы» — BMW, Mercedes, Audi, за ними пойдёт «японская тройка» — Toyota, Nissan, Mitsubishi, а следом, наконец, вернутся и «корейцы». Весь процесс возвращения должен был растянуться примерно на год, его окончание эксперты предсказывали в конце лета 2026 года.
Сегодня и надежды, и оптимизм несколько поубавились. Во-первых, за месяц во взаимоотношениях между Россией и США не произошло ничего, что намекало бы на снятие санкций. Больше того: выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, президент Владимир Путин указал, что, даже если санкции ослабят, на их место немедленно придут другие ограничения. Во-вторых, вообще снятие санкций в том, что касается автомобильной промышленности, — вопрос сложный и не выглядит близкой перспективой, отметила в беседе с 78.ru доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге кандидат социологических наук Дарья Щербакова.
— Политическая обстановка остаётся напряжённой, и консенсуса по вопросу отмены санкций между западными странами нет. Скорее, можно ожидать усиления точечных санкций со стороны европейских компаний и даже ряда американских секторов, в частности финансового сектора, в случае отсутствия реального продвижения в договорных позициях по перемирию с Украиной, — предположила эксперт.

Здесь нужно напомнить, что вообще западные санкции против России — явление неоднородное. Переговоры сейчас идут между Россией и США, но непосредственно Соединённые Штаты ввели против нашей страны около 29% всех санкций, остальные приходятся на страны ЕС, Великобританию, Швейцарию, Канаду, Японию и Австралию. Сегодня позиции у США и остальных западных стран разошлись: Евросоюз намерен продолжать поддерживать Украину и принимает очередной пакет антироссийских санкций, а кроме того, между США и ЕС начинается торговая война. Поэтому, даже если США снимут свою часть санкций, это не будет автоматически означать, что так же поступят и остальные страны, за исключением полных американских сателлитов.
Кроме того, сам процесс снятия санкций, даже если уже завтра будет принято такое принципиальное решение, небыстрый и не даст мгновенного эффекта, указала Дарья Щербакова.
— Процесс снятия санкций — это многоэтапный процесс, который включает в себя юридическое оформление со стороны стран, наложивших санкции, логистическую перестройку и заключение новых контрактов с поставщиками, производственную перестройку с запуском заводов, формированием дилерской сети, наймом персонала для обслуживания и продажи, стратегическую, маркетинговую подготовку выхода на новые старые рынки, — отметила эксперт.
Поэтому от момента, когда будет принято решение о снятии санкций, до полного восстановления былых отношений может пройти в среднем год или даже больше, спрогнозировала Дарья Щербакова. В разрезе автомобильной промышленности это означает, что только до возвращения моделей на рынок пройдёт год, а уж сколько потребуется для его насыщения, учитывая все проблемы с производством на Западе, и вовсе большой вопрос.
Скоро не ждём
Эксперты вообще довольно пессимистично относятся к возможности возвращения западных брендов на российский рынок в ближайшее время. Так, Ирина Франк предсказала, что до 2030-х годов такого возвращения можно не ждать.
— Автомобилистам, ожидающим возвращения западных брендов в Россию, придётся ждать очень долго. Причём не факт, что ушедшие компании вообще вернутся. Если это и произойдёт, то только через несколько лет. <…> Шансы на возвращение западных автобрендов минимальны, по крайней мере в ближайшей перспективе. Причины — в пока ещё не снятых санкциях, юридических рисках и китайских конкурентах, которые продолжают осваивать российский рынок, — отметила Ирина Франк.

Она указала, что на ликвидацию логистического коллапса, произошедшего из-за санкций, потребуется не год, а два-три года. Также западным брендам будут сильно мешать китайские марки, обосновавшиеся в России, поскольку они предлагают аналогичный функционал и качество, но на несколько миллионов рублей дешевле. Сегодня на фоне высоких цен для многих покупателей это станет решающим аргументом.
— Даже при снятии санкций западные бренды могут столкнуться с потерей доверия — многие клиенты перешли на китайские марки и не готовы платить за «предателей», — отметила также Ирина Франк.
Эту ситуацию исчерпывающе описывает афоризм Козьмы Пруткова: «Единожды солгавши, кто тебе поверит?». Уходя с российского рынка, многие западные компании оставляли своих клиентов без технической поддержки, отключали им доступ к информационной начинке, чем превращали машины в «кирпич», запрещали покупки запчастей. Вернуться после подобных «выходок» будет сложно, недаром российские автомобилисты сегодня нередко выбирают отечественные автомобили просто потому, что АвтоВАЗ точно никуда с рынка не денется.
Есть и другие риски, которые сильно помешают возвращению западных автобрендов в Россию, — их перечислила Дарья Щербакова.
— Внутренние риски со стороны правительства и общественности западных стран, критикующих решение о возвращении. Риски финансового планирования, связанные с разогнавшейся инфляцией по всему миру, колебаниями валютных курсов, геополитической нестабильностью. Не будем забывать и о рисках со стороны российских властей, которые ужесточили требования к иностранным компаниям, — напомнила она.
О последнем риске недавно сказал на съезде РСПП и президент Владимир Путин: он указал, что так же легко вернуться на рынок, как уходили, западным компаниям не удастся, и если они продали свой бизнес за бесценок, это не означает, что приобрести его обратно они смогут за ту же бросовую стоимость. Нет, им придётся не только заплатить полную рыночную цену, но и компенсировать российским собственникам их инвестиции — если, конечно, они в самом деле хотят работать на рынке России.
Говоря о том, кто всё-таки из западных автобрендов может рискнуть и вернуться на российский рынок, Ирина Франк предположила, что это могут быть известные корейские компании — они, по её мнению, появятся в России первыми. Дарья Щербакова с ней согласилась и привела бесспорный аргумент: в отличие от других стран, Южная Корея против России санкции не вводила — значит и вернуться её компаниям будет проще.
— Ждать скорого возвращения европейских и американских производителей не стоит. Многие из них находятся под тяжёлым внутренним давлением. Те автопроизводители, которые уже были на нашем рынке, могут попробовать вернуться через другие каналы: через параллельный импорт или путём заключения лицензионных соглашений с российскими партнёрами, через ребрендинг для нашей территории, — предположила Дарья Щербакова.

Цены снизятся… или нет?
Но что будет, если чудо случится и западные автобренды всё-таки вернутся на российский рынок? Возможно, это повлияет на цены и стоит немного подождать с покупкой, даже если нет желания покупать именно западную марку?
Да, уверены эксперты, на цены гипотетическое возвращение западных моделей повлияет — но в том, как именно, они разошлись. Дарья Щербакова предположила, что это приведёт к снижению цен, однако не такому значительному, как хотелось бы, из-за инфляции, изменения таможенных пошлин и других факторов.
— Возвращение западных автокомпаний, скорее всего, приведёт к снижению цен на автомобили. Это связано и с фактором конкуренции, расширением предложения, и с возможным снижением курсов, ведь возвращение на наш рынок западных компаний означает снятие санкций и стабилизацию экономики. Более короткое логистическое плечо западных производителей делает себестоимость и сроки поставки продукции более привлекательными для европейской части России, — отметила Дарья Щербакова.
Ирина Франк придерживается противоположной точки зрения: по её мнению, цены, напротив, вырастут, особенно если возвращение произойдёт прямо сейчас. Косвенно на такую возможность намекнул президент Владимир Путин — на съезде РСПП он рассказал, что переговоры с некоторыми западными фирмами об их возвращении на российский рынок ведутся, хотя называть конкретные бренды не стал. Речь может идти и не об автомобилестроении, но шанс на то, что вернуться хотят именно автопромышленники, не так мал: они сейчас несут большие потери из-за ухода с большого и платёжеспособного рынка России.
— Если чудо произойдёт и западные бренды вернутся в Россию, то возможен следующий сценарий: произойдёт рост цен на авто, поскольку официальные дилеры заложат в стоимость санкционные риски (налоги, логистика). Также начнётся давление на китайцев: Haval, Chery и прочие марки ответят демпингом, что замедлит их инвестиции в локализацию, — описала нерадужное будущее Ирина Франк.
Поэтому в любом случае ждать и надеяться на возвращение западных брендов, а тем более откладывать из-за этого покупку автомобиля не стоит. Снятие санкций и возврат зарубежных компаний на российский рынок — неопределённая перспектива, предупредила Дарья Щербакова и вслед за Ириной Франк указала, что ожидание может растянуться на неопределённый срок.
— В условиях инфляции и нестабильного курса рубля цены на автомобили могут продолжать расти. Даже если западные бренды не вернутся официально, автомобили этих марок можно будет приобрести через параллельный импорт, но цены будут выше, чем при официальных продажах, — отметила она.

И добавила: все прогнозы даются только по состоянию на сегодня, никто не знает, как повернётся ситуация завтра.
Это правда — обстановка сейчас меняется стремительно, надежды и чаяния сменяются периодами пессимизма. Одно остаётся неизменным: если автомобиль нужен срочно — покупать его нужно сейчас. Остальные расчёты и призрачные выгоды могут обернуться не только разочарованием, но и потерей средств.