Прямой эфир

«Как ни крути»: потеснит ли лизинг машин автокредиты в 2025 году для россиян?

Светлана Коваленко
10 марта, 13:17
В 2024-м почти 50% новых машин приобреталось в РФ в кредит. По такой же схеме было куплено каждое третье авто с пробегом до 10 лет. Но теперь, с учётом жёсткой политики ЦБ на сдерживание инфляции, ситуация может измениться, считают некоторые участники авторынка. Между тем, в западных странах популярностью пользуется лизинг. Разбираемся, станет ли он пользоваться спросом в России.
Коллаж 78.ru: freepik.com/senivpetro, klipartz.com, pixabay.com, flaticon.com/monkik

Кроме Москвы и Петербурга

По итогам 2024 года в России было реализовано 1,57 млн новых авто. Из них 48% приобреталось с оформлением автокредитов. На рынке б/у машин россияне купили более 6 млн штук. Там показатели по кредитованию более скромные и составляют в среднем по рынку около 10%, но показатель возрастает до 33%, если речь идёт о «железных конях» не старше 10 лет. Но их продано 1,81 млн штук.

В прошлом году рекордными были и объёмы выдачи автокредитов. С учётом покупки новых и б/у авто рынок вырос до 2,3 трлн рублей.

Летом ЦБ начал повышать ключевую ставку и закручивать гайки для желающих взять любой кредит. Этот тренд докатился и до авторынка в конце 2024-го. Тогда резко просели продажи и кредитование. В январе текущего года ситуация стала только усугубляется. Однако падение конца 2024-го может показаться ещё «цветочками». На фоне возможного введения так называемого «надзорного стандарта» в автокредитах купить машину в кредит станет ещё сложнее, предупреждают банкиры.

Ситуация привела к тому, что некоторые участники рынка вновь вспоминают лизинг, разговоры о котором, правда, ходят уже десятилетиями. В Москве и Петербурге к нему относятся мягче, чем в остальных российских регионах. На два этих субъекта приходится 87% всех сделок в РФ. Жители других регионов всё же предпочитают быть собственниками.

«Благо ЦБ почувствовал»?

О давлении правительства по сдерживанию кредитов на авторынке осторожно намекнул на форуме ForAuto 2025 вице-президент АО «АВТОВАЗ» по маркетингу и продажам Дмитрий Костромин.

Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Он напомнил, что осенью 2024-го были даже прогнозы по падению продаж до 1 млн новых авто из-за растущей ключевой ставки. Кто-то считал, что она вообще может скакнуть до 25%.

— Сюда накладывалось ужесточение одобрений потребительских кредитов. И это падение было бы совсем не весёлым. Благо ЦБ теперь почувствовал, что от его действий есть эффект. Но вот с ним, этим эффектом, теперь надо работать и жить. Иногда коллеги говорят, что ставка поменяется в апреле — мае, кто-то считает — нет. Но к этому моменту у регулятора будет накопительный опыт, который сейчас собирается. Если будем и дальше скидками разгонять рынок и спрос, и параллельно тащить ещё больше машин, вряд ли мы это (инфляция — прим. редакции) замедлим, и повышение ставки ещё усугубит ситуацию с продажами, — подчеркнул Дмитрий Костромин, однако добавил, что ситуацию может исправить кадровый голод и повышение зарплат для многих категорий работников.

С недвижимостью разобрались, а теперь с авто?

Руководитель компании «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев высказался прямо. Он оценил итоги прошлого года как неудовлетворительные по объёмам прибыли для отрасли.

— Думаю, к концу 2025-го поймём, что 2024-й был очень приличный. Дело в том, что сейчас складываются все условия для идеального шторма. Я считаю, что 1,3 млн продаж на 2025-й — это самый оптимистичный прогноз. Глава Центробанка нам говорила, что надо остудить рынок. Насколько я помню, в прошлом году две трети авто продавались в кредит…— начал рассуждать он.

Его тут же поправил исполнительный директор, главный редактор сайта «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. Он пояснил, что для новых авто речь идёт о показателе в целом по году в 48%, хотя по некоторым месяцам было и за 60%. На рынке авто с пробегом до 10 лет — 33%.

— Если остудить рынок, то половина будет сведена к минимуму. Если мы говорим о такой цели. Далее идёт речь о наборе инструментария: ставка ЦБ, предписания ограничений по банкам и т. д. То есть, цель, как я понимаю, состоит в том, чтобы переформатировать население из жизни в кредит к жизни по накопительской схеме. То есть, когда ты положил на депозит, копишь, а потом покупаешь. Смысл в том, что в этом году для сдерживания инфляции Центробанку деньги нужно изъять из торговли. Два самых ёмких рынка — это недвижимость и автомобили. С недвижимостью разобрались в прошлом году. А с авто предстоит, видимо, в 2025-м. Поэтому 50% продаж в кредит будут сильно меньше. До 30% этого рынка погасят, — заключил Вячеслав Зубарев.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Будет совсем больно?

Его пессимизм готов разделить председатель совета директоров «Совкомбанк Лизинг» Артём Языков. По его словам, по банковским структурам «бьёт» такой показатель как предельная долговая нагрузка (ПДН).

— По нашим данным, внутри нашего банка мы сейчас отрезали 40% всего входящего потока клиентов. Отрезались в конце года те, у кого ПДН выше 50—80%, как на этом настоял ЦБ. А раньше работали и со 100% таким показателем, так как понимали, что есть скрытые доходы и деньги на первый взнос, — поделился банкир.

Сейчас отсекающая планка составляет 40—50%. Как считает Артём Языков, снижение трафика, которое получилось с вводом ПДН, покажется «цветочками», если в этом году введут так называемый надзорный стандарт в автокредитах.

— Это будет совсем больно и зарегулирует банковскую отрасль. Эта история уже происходит в ипотечном бизнесе. Так с начала года введён ипотечный стандарт, а с апреля будет ипотечный надзор. В его рамках первым пунктом идёт запрет на взимание с клиента денег в счёт предоплаты будущих процентов. Это единственный инструмент работы на рынке авто с пробегом, — подчёркивает эксперт.

Старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов успокаивает: в 2024-м автокредитов было выдано на сумму в 2,3 трлн рублей. По прогнозам на 2025-й показатель может даже незначительно вырасти до 2,36 трлн.

— Мы сохраняем оптимистичный взгляд: людям надо, как ни крути, менять машину. Они придут в банк и возьмут там на эти цели кредит, — заявил он, хоть и признал, предпосылки для новых обсуждений перспектив развития лизинга есть.
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Процент одобрений по автокредитам снижается. Для новых авто показатель упал с 45% летом 2024-го до 31% сейчас. Для машин с пробегом — с 25 до 21% соответственно.

Дорого или дешёво?

Представители лизингового бизнеса не могут сказать, что теперь на их улице наступил праздник, но тем не менее, именно по легковым авто в 2024-м был прирост на 8%. В целом рынок таких услуг оценивался в 1,6 трлн рублей, а на долю «железных коней» приходилось 37% его пирога. Правда, никто не уточнил, какой здесь процент физических и юридических лиц. Не секрет, что авто могут арендовать компании для своих сотрудников и т. д.

Как рассказал исполнительный директор ExpoMobility (операционный лизинг) Алексей Кордичев, во Франции 37% продаж авто физическим лицам происходит в операционный лизинг.

— Такой же тренд в США, и так далее по многим западным странам. У России известно, что собственный путь развития, но многое приживается, — поделился он, правда, также не назвал конкретных цифр по РФ.

В ответ на это из зала задали вопрос, неужели есть желающие воспользоваться такой услугой, если в итоге приходится переплачивать в 3—4 раза больше рынка при выкупе. На это генеральный директор ООО «МСИА» Леонид Сысоев напомнил, что в лизинге существует два варианта. Это классический финансовый, когда авто действительно затем выкупается клиентом. Но есть и второй вариант — операционный лизинг. Тогда клиент, грубо говоря, пользуется авто без планов на дальнейшее приобретение.

— Когда встаёт вопрос «дорого или дешёво», нужно смотреть фактуру. Вот 63 тыс. за Cherry Tigo в месяц по годовому контракту — это дорого? У вас есть необходимость в авто на один год, потом вы планируете уехать в другой город. В итоге платите за авто 750 — 780 в год. Или можете купить его за 2 млн по рыночной цене, а потом мучиться продавать его. При этом при операционном лизинге в принципе приобретается блок глубокого сервиса с гарантированным техобслуживанием, охраной и т. д.
Если в прошлом году купили авто и думаете, что это актив, то ошибаетесь. Нет, это не так с учётом накопленных стоков. Это старый спор: владеть или пользоваться. Считать ли авто механизмом инвестирования? Конечно, нет. Если речь не идёт о каком-то антикварном объекте и пиковых значений кризисных времён, — эмоционально высказался Леонид Сысоев.
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

Здесь стоить отметить, что за 2023—2024 годы стоки могли дойти до 400 тыс. штук, но статистика может быть противоречивой из-за сложности подсчётов.

О чём не рассказывают в лизинге?

Опрошенные эксперты с лизингом, особенно финансовым, связываться категорически не советуют. Процедуры до сих пор не прозрачны, есть и много подводных камней.

Как убеждена руководитель подразделений кредитования и страхования автомобильного маркетплейса FRESH Ольга Платонова, лизинг автомобиля для физических лиц не заменит автокредитование не только в 2025 году, но и в принципе.

— Во-первых, ключевая ставка ЦБ равнозначно отражается как на ставках по кредиту, так и на стоимость сделок по лизингу. Например, ежемесячный платёж по кредиту на машину за 3 млн рублей составит с учётом средней ставки в 27% примерно 75 тыс. рублей в месяц с учётом дополнительных расходов на КАСКО и страхования жизни заёмщика. Лизинг обойдётся дороже, даже с учётом первоначального взноса и более низкого ежемесячного платежа. К примеру, при покупке автомобиля стоимостью 3 млн рублей в кредит переплата составит около 2 400 048 рублей (с учётом средней ставки в размере 27%) , а ежемесячный платёж около — 90 тыс. рублей. С лизингом накинуть придется 3 394 540 рублей с ежемесячным платежом более 100 тыс., — приводит расчёты Ольга Платонова.

Автоэксперт Алик Кортиев тоже указывает на слишком «дорогую экономику». Например, у крупных игроков рынка в среднем за Merсеdes по рыночной стоимости в 18—20 млн выкуп за три года в итоге составит 40 млн. Но за это время машина и подешевеет в два раза.

— То есть, рассуждать можно только о чём-то очень бюджетном и на условиях операционного лизинга. Я также знаю одного крупного игрока. Так вот, за январь там не было ни одной лизинговой сделки. Около 12% новых машин покупали с автокредитом. Но 9 из 10 авто вообще шли с оплатой наличными деньгами, — констатировал эксперт.

Ольга Платонова добавляет, что лизинг для физических лиц имеет ряд подводных камней. Например, со стороны лизингодателя возможны ограничения по пробегу, необходимость клиента согласовывать желание перекрасить авто или тюнинговать его, запрет на выезд за границу страны без письменного соглашения.