Прямой эфир
+12
Пробки
3
$83.68
89.66
В КАНАДЕ ИЗ-ЗА ЛЕДЯНОЙ БУРИ ОБЕСТОЧЕНЫ ПОЧТИ 400 ТЫСЯЧ ДОМОВ
СПАСАТЕЛИ МЧС РОССИИ ДОСТАЛИ ИЗ-ПОД ЗАВАЛОВ ЖЕНЩИНУ В ГОРОДЕ МАНДАЛАЙ
В РОССИИ РУХНУЛИ ПРОДАЖИ СМАРТФОНОВ
СК ВОЗБУДИЛ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПОСЛЕ СТРЕЛЬБЫ В МУРМАНСКЕ

Решение проблем или «хотелки» монополистов? Зачем крупные рестораны просят снизить налоги

Лилия Батршина
26 февраля, 17:41
Крупные рестораны просят для себя снижения налоговой нагрузки, иначе, по словам их представителей, не имеет смысла расширять предприятия — ведь чем оно меньше, тем меньше платит налогов. Но насколько оправданы такие просьбы и пойдут ли на них власти? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/freepik; evening_tao, ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко, flaticon.com/Freepik

Проблемный потолок

Представители крупных ресторанных сетей России обратились в Минфин с просьбой снизить для них налоговую нагрузку. Сегодня перед ними стоит проблема уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) после превышения порога в 2 млрд рублей годовой выручки. НДС для общепита, годовой оборот которого не достиг 2 млрд рублей, отменили с 2022 года в рамках пилотного проекта по облегчению налогового бремени; теперь же крупный бизнес называет это ограничение искусственным потолком для развития.

— Парадокс ситуации заключается в том, что увеличение выручки, казалось бы, должно приводить к увеличению прибыли и налоговых поступлений в бюджет. Однако из-за «человекоёмкости» отрасли, где значительную часть затрат составляет оплата труда, прирост выручки не трансформируется в пропорциональный рост прибыли, — пояснил в беседе с 78.ru председатель правления Ассоциации участников рынка облигаций и финансирования МСП, генеральный директор инвестиционной компании «ДИАЛОТ» Егор Диашов.

Расширение сети ресторанов требует дополнительных средств на зарплату сотрудников, аренду площадей, закупку продуктов и другие расходы, причём, как отметил эксперт, они растут нелинейно. Дополнительные средства идут на увеличение штата, аренду большего количества площадей, закупку большего количества продуктов и другие расходы. Это приводит к увеличению налогового бремени и делает масштабирование бизнеса невыгодным, а часто вместо инвестиций в развитие предпринимателям приходится искать возможности оптимизировать затраты.

— Некоторые выбирают путь искусственного дробления бизнеса на несколько юридических лиц, чтобы оставаться в рамках льготного налогообложения, что влечёт за собой дополнительные административные расходы и риски. Другие, не желая идти на подобные ухищрения, притормаживают развитие, ограничивая открытие новых точек или расширение ассортимента. Самые радикальные решения — продажа бизнеса или даже его закрытие, — резюмировал Егор Диашов.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

При этом ресторанный бизнес, как и весь бизнес вообще сегодня в России, испытывает трудности. Если санкционные препятствия за три года он в целом преодолел, частично отказавшись от подсанкционных продуктов, а часть из них заменив отечественными или теми, что поступают из дружественных стран, то общие экономические сложности он обойти никак не может.

Генеральный директор Korneev Group и совладелец сети пекарен «Коржов» Иван Корнеев описал для 78.ru основные проблемы ресторанного бизнеса сегодня. На первое место он поставил приостановку инвестиций и развития из-за высокой ключевой ставки Центробанка и, соответственно, стоимости денег. Это общее место для всего бизнеса России в современной ситуации: проценты по кредитам настолько выросли, что вместо развития предприятия предпочитают «выживать на свои» и пока не замахиваться на большее.

Помимо этого, выросли коммунальные платежи и платежи за аренду, растут цены на продукты и, конечно, себестоимость готовых изделий. Сказывается и ситуация на рынке труда: Иван Корнеев отметил как проблему рост заработной платы сотрудников на фоне инфляции и дефицита персонала — поваров, официантов. Есть сложности и с двойным лицензированием импортного алкоголя, из-за которого дополнительно растут издержки.

И, конечно, указал эксперт и на НДС, который придётся уплачивать предприятиям общепита в 2025 году, если их годовой оборот превысит 2 млрд рублей.

— В связи с этим подчеркну, что для сохранения рентабельности бизнеса необходимо поднимать цены на 15–20%, что не всегда возможно из-за потери гостей и снижения покупательской возможности, — резюмировал Иван Корнеев.

Получается патовая ситуация: поднимать цены невозможно, поскольку тогда упадёт спрос, но не поднимать нельзя, иначе падает рентабельность. При этом расширение бизнеса как способ снизить затраты и хотя бы удержать цены на текущем уровне тоже недоступно из-за повышения налоговой нагрузки. Именно эту проблему и предлагают Минфину решить рестораторы.

НДС против 2 млрд

Предложений, которые поступили в Минфин от игроков ресторанного бизнеса, два. Первое из них — это снижение НДС до 2–5% без права на вычет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

С 2025 года в общем случае НДС должны платить все предприятия общепита, разница только в том, какую ставку они применяют — стандартную в 10–20% или льготную в 5–7%. Зависит ставка от того, с какой продукцией работает предприятие и какой оборот имеет. А организации и ИП могут получить освобождение от уплаты НДС, если соблюдают сразу три условия: доход за прошлый календарный год не больше 2 млрд рублей, удельный вес доходов от услуг общепита в общей сумме 70%, размер выплат физлицам в среднем за месяц не ниже средней зарплаты по отрасли в регионе.

Таким образом, рестораторы первым предложением предлагают оставить выплату НДС, но опустить её даже ниже льготной ставки — до 2–5% без вычета. Это привлекательный вариант, поскольку непосредственно снижает налоговое бремя, отметил Егор Диашов, однако у него есть свои минусы.

— Отсутствие права на вычет НДС может стать существенным ограничением, особенно для крупных сетей с развитой инфраструктурой и сложными цепочками поставок. Без возможности вычета НДС рестораны не смогут компенсировать налог, уплаченный поставщикам, что фактически увеличивает их издержки, — пояснил он.

Второе предложение — это повышение порога освобождения от НДС до 3 млрд рублей. По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, под этот порог подпадает подавляющее число ресторанов, 90–95%. Как отметил Егор Диашов, если власти выберут это предложение, то стимулы к дроблению значительно снизятся, а рынок, напротив, консолидируется.

— Это, в свою очередь, приведёт к более стабильной и предсказуемой экономической ситуации в отрасли, позволяя крупным игрокам сосредоточиться на развитии бизнеса, а не на оптимизации налоговых схем, — считает он.

Тем не менее пока похоже на то, что Минфин прежде всего рассматривает возможность снижения НДС и просчитывает риски и выгоды от этого предложения. Одним из основных рисков здесь является снижение налоговых поступлений в бюджет, чего в современной ситуации допускать бы не хотелось. Кроме того, давать возможность крупному ресторанному бизнесу самостоятельно выбирать налоговый режим грозит искажением рыночных механизмов, указал Егор Диашов.

— Крупные компании смогут позволить себе агрессивные ценовые стратегии, что может негативно сказаться на малом бизнесе. Это может привести к монополизации рынка и нарушению добросовестной конкуренции, — отметил эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Телеканал «78»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Телеканал «78»

В результате пострадают прежде всего малые и средние предприятия, которым для эффективной конкуренции тоже придётся снижать расходы, а это приведёт к снижению зарплаты и ухудшению условий труда. Крупные же игроки станут привлекать больше клиентов, увеличат свою долю на рынке и начнут вытеснять МСП, вынуждая их трансформироваться.

— Если малый и средний бизнес начнёт терять клиентов и, соответственно, доходы, это может привести к снижению налоговых поступлений в бюджет от этого сектора. Так, МСП может быть вынужден искать новые ниши или способы дифференциации, чтобы оставаться на плаву. Это может включать улучшение качества обслуживания, акцент на уникальные предложения или использование локальных продуктов, — предположил Егор Диашов.

При этом предсказать, как повлияют изменения в налоговом законодательстве на цены в ресторанах, пока сложно — всё будет зависеть от того, какой вариант в итоге выберут власти и как его реализуют. Нельзя сбрасывать со счетов и инфляционные процессы: рост цен по-прежнему идёт быстрыми темпами, несмотря на все попытки властей его притормозить.

— Если будет специальная ставка НДС без права на вычет, то это, на наш взгляд, не приведёт к значительному снижению цен, так как предприятия будут стараться компенсировать потери от отсутствия права на вычет. При этом увеличение порога освобождения от НДС может позволить снизить цену в тех ресторанах, которые попали в эту категорию, — считает Егор Диашов.

Но пойдут ли вообще финансовые власти навстречу рестораторам? Для этого есть обоснованные сомнения.

Растёте, но зачем?

За данными о сложностях роста ресторанного бизнеса уходит на второй план важный вопрос, на который обратил внимание 78.ru профессор, заведующий кафедрой экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук Олег Мисько: для чего вообще нужно его расширение и укрупнение?

— Рост — это не самоцель в экономике. Большие цели связаны с рентабельностью, с эффективностью, с ценами на продукцию. А тут (в ресторанном бизнесе. — Прим. ред.) мы не видим связи между размером предприятия и ценами. Если вы будете расти, то, скорее всего, вы будете создавать какие-то сети в рамках своих «организмов», а это будет означать определённую степень монополизации. Это нам как потребителям точно не надо, — уверен эксперт.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Крупный ресторанный бизнес действительно тяготеет к развитию сетей и монополизации: достаточно вспомнить сети ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка», Burger King, Rostic’s, сеть ресторанов русской кухни «Теремок» и другие. Снижение налогового бремени только облегчит этот процесс, и насколько это соотносится с интересами экономики страны, большой вопрос.

Ещё один вопрос касается в целом целесообразности введения налоговых преференций для сферы питания. Олег Мисько объяснил, что обычно налоговые льготы вводятся для тех сфер экономики, которые обладают максимальным мультипликационным эффектом, то есть создают много рабочих мест, повышенный спрос на продукцию, улучшают экономическую ситуацию.

— Например, автомобилестроителям я бы давал (налоговые льготы. — Прим. ред.), потому что вокруг них мультипликатор высокий: будут создаваться стекольные производства, шинные производства и другие, у них есть возможность заключить много контрактов и провести много трансферов. Если же говорить об общепите, здесь нужно доказать корреляцию — например, у нас лучший ресторанный бизнес, к нам поехали туристы, которые на него «клюют», они тратят деньги в гостиницах, в культурных заведениях и так далее. Тогда какая-то связь прослеживается, хотя в этом случае, наоборот, малому бизнесу давать льготы интереснее, — констатировал эксперт.

Большого мультипликационного эффекта от развития ресторанного бизнеса Олег Мисько не видит. Конечно, именно крупный бизнес в сфере общепита его производит — недаром такие ресурсы были в 2022 году брошены на спасение McDonald’s и превращение его в сеть «Вкусно — и точка»: от неё зависят не только работники непосредственно предприятия, но и большое количество местных поставщиков продукции. Однако в случае других крупных ресторанов это больше напоминает «хотелку», считает эксперт: «помогите нам, потому что нам трудно». Но сегодня всем нелегко, указал Олег Мисько.

— Растёт обычно тот, кто может потом на эффекте масштаба снизить стоимость. Такой рост нам полезен, потому что, масштабируя производство, он повышает производительность труда, снижает единичку стоимости единички продукции. Это хорошо для общества как суммарного потребителя. А если этого не происходит, то мы ничего не выигрываем. И получается, что вы хотите монополизироваться, прихватить большую долю рынка и потом воспользоваться своим монопольным положением. Это нам точно не надо, — резюмировал эксперт.
Фото: Sergey Petrov/globallookpress.com
Фото: Sergey Petrov/globallookpress.com

Эффект снижения цен от предложений по снижению налогов сомнителен, ведь он зависит от налогов не в первую очередь — на первый план выходят инфляция и ключевая ставка. Поэтому, если и оказывать помощь крупным ресторанам, то в части других затрат, считает Олег Мисько: например, вводить льготные ставки по аренде помещений.

Дело не завтрашнего дня

Что бы ни решили власти, дело это определённо не завтрашнего дня, считает Егор Диашов. Проработка инициативы рестораторов потребует детального анализа, масштабных исследований и моделирования — ведь она затрагивает налоговые поступления в бюджет, разбрасываться которыми финансовый блок сегодня явно не склонен.

— Необходимо оценить потенциальные потери бюджета от снижения налоговых поступлений, прогнозировать влияние изменений на конкурентоспособность ресторанного бизнеса, а также проанализировать возможные социальные последствия, например, изменения в занятости в отрасли, — пояснил эксперт.

Кроме того, сама процедура принятия изменений в налоговом законодательстве достаточно сложна, добавил Егор Диашов. Сначала законопроект должен пройти несколько этапов согласования в правительстве, затем рассмотрение в Госдуме и Совете Федерации, и только после этого его подписывает президент. На каждую из этих ступенек может уйти значительное время, и быстро проблемы рестораторов явно не решатся — если дело вообще дойдёт до законопроекта, а не остановится на уровне Минфина.

— Оптимистичный сценарий предполагает, что обсуждения и проработка инициативы займут около шести-девяти месяцев. В этом случае новые правила могли бы вступить в силу уже в начале следующего года. Однако, учитывая сложность вопроса и возможные разногласия, реалистичный срок может составить от года до полутора лет, — констатировал Егор Диашов.

Время сегодня идёт быстро, события сменяют одно другое с такой скоростью, что некоторые законопроекты устаревают прямо в процессе прохождения необходимых процедур принятия. Что будет через год или полтора, неизвестно, как неизвестно и то, будут ли актуальны нынешние предложения крупного ресторанного бизнеса.

Одно понятно: форсировать налоговые изменения Минфин не будет — во всяком случае, до тех пор, пока отрасли в целом не грозит крах.