«Почта России» недавно выступила с предложением о введении дополнительных условий для компаний, которые хотят попасть в реестр операторов электронной торговли с другими странами. О создании такого реестра заявили в августе 2024 года — это отражено в изменениях к Таможенному кодексу ЕАЭС, которые тогда же и ратифицировала Россия. У ЕАЭС есть свои критерии для включения юрлиц в этот реестр, но кодекс оставляет возможность странам-участницам их дополнять. Именно такие дополнения и предлагает «Почта России».
— «Почта России» предложила принять в России дополнительные условия для компаний, стремящихся попасть в реестр операторов электронной торговли. Например, установить размер обеспечения исполнения обязанностей оператора электронной торговли в шесть раз выше, чем было в решении совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 24 сентября (на уровне 3 млн евро против не менее чем 500 тыс. евро), а также установить размер уставного капитала для оператора электронной торговли на уровне 100 млн рублей, — описала основные предложения «Почты» в беседе с 78.ru финансовый директор ГК «ЕТЕ» Юлия Чермашенцева.
С точки зрения самой «Почты России» такие предложения понятны. Как отметила в разговоре с 78.ru заведующая кафедрой таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Анастасия Гетман, у компании в последние годы изменились акценты, ключевые цели и задачи.
Так, согласно стратегии развития, которая действовала до 2020 года, «Почта России» стремилась обеспечить качество услуг почтовой связи, развивать конкуренцию на этом рынке, внедрять электронные технологии. Отмечалось, что главная роль «Почты России» — в сохранении коммуникационной связанности граждан на территории всей страны. Но с принятием новой стратегии всё изменилось.
— В новой действующей Стратегии развития (до 2030 года) акценты смещены в сторону оказания логистических услуг. Так, среди основных задач уже поименованы такие, как «стать логистическим партнером №1 для участников рынка электронной коммерции, занять лидирующие позиции в международных почтово-логистических перевозках для индустрии электронной коммерции». Это свидетельствует о выбранных новых дополнительных направлениях развития «Почты России», базирующихся на международной электронной торговле, — пояснила Анастасия Гетман.
Таким образом, «Почта России», очевидно, пытается найти новые пути для получения дохода и снижения убытков — а они, по данным «Интерфакса», за 9 месяцев 2024 года выросли в 3,6 раза против 2023 года, до 9,4 млрд рублей. Поэтому попытка занять заметное место на рынке электронной торговли объяснима — это поиск новых точек прибыли.
— Изменение условий ведения бизнеса на этом важном сегменте рынка создаст определённый приоритет среди участников рынка и, в определённой степени, позволит устанавливать цены на услуги, — полагает Анастасия Гетман.
Реакция властей пока сдержанная: сообщается, что премьер-министр Михаил Мишустин на стратегической сессии правительства по развитию «Почты России» поручил проработать вопрос сохранения и повышения её доли в трансграничной электронной торговле. Чем это закончится и дойдут ли до принятия предложения в существующем виде, неизвестно. Однако реакция рынка не заставила себя ждать.
Участники рынка электронной торговли и логисты по понятным причинам не в восторге от предложения «Почты»: опрошенные 78.ru эксперты считают, что его реализация лишит рынок конкуренции, а это худшее, что может быть. Юлия Чермашенцева отметила, что такие изменения ставят вопрос об их соответствии антимонопольному законодательству — впрочем, это в компетенции Федеральной антимонопольной службы.
— Эти требования резко снизят количество возможных операторов электронной торговли, уберут с рынка мелких и средних участников рынка, усложнят текущую деятельность оставшимся, забрав из оборотного капитала внушительные суммы, — указала она.
Логистический рынок силён тем, что развивается благодаря конкуренции, множество крупных международных компаний появилось именно благодаря этому, отметил в разговоре с 78.ru предприниматель, Ai-специалист, руководитель бизнес-сообщества FRAME Cоmmunity Тимофей Иконников. Именно конкуренция держит менеджмент в тонусе и заставляет компании внедрять новинки.
— Конкуренция и многообразие логистических представителей позволяют развиваться экономике стран, делать жизнь оперативнее, веселее. В противном случае, при монополизации, согласно законам рынка, наступают ухудшение сервиса и иные проблемы, которые ложатся бременем на всё общество в целом, особенно в такой важной, хоть и незримой для общего взгляда отрасли, как логистика. Если завтра в магазины не привезут хлеб, то о логистах все сразу вспомнят, — прокомментировал эксперт.
Конкурировать лучше через развитие собственных сервисов, а не через административные возможности, подчеркнул Тимофей Иконников. К примеру, автоматизация, компьютеризация, развитие программного обеспечения, внедрение искусственного интеллекта — всё это может существенно снизить расходы и автоматизировать даже убыточные процессы.
— Повальное внедрение подобных сервисов сейчас — международный тренд, который оправдан особенно в такой многопроцессной и трудозатратной отрасли, как логистика, — резюмировал эксперт.
Впрочем, для самой «Почты России» именно получение ведущей роли на рынке электронной трансграничной торговли может стать толчком для развития, признают опрошенные 78.ru эксперты. В случае принятия инициативы на плечи «Почты» рухнет дополнительная логистическая нагрузка, и чтобы с ней справиться, компании придётся серьёзно заниматься развитием и, главное, модернизацией.
— Реализация инициативы может привести к внедрению новых технологий и автоматизации процессов, в том числе логистических, что в перспективе повысит эффективность работы всей организации. Но для этого потребуется модернизация существующей инфраструктуры для исключения сбоев в доставке, — предупредила Юлия Чермашенцева.
Сбои в доставке «Почтой России» — притча во языцех, хотя в последние годы, судя по результатам опросов об удовлетворённости сервисом, дело потихоньку идёт на лад: так, по данным компании, за 2022 год этот рейтинг во второй раз подряд вышел в плюс (правда, небольшой). Связано это, вероятно, со стремлением всё же идти в ногу со временем и развивать сотрудничество с конкурентами, в том числе с маркетплейсами, к которым у «Почты» накопилось немало претензий. К примеру, «Почта России» регулярно напоминает, что правила доставки товаров для неё и для остальных операторов сильно отличаются: если «Почта» имеет право передавать посылки только в руки и только при предъявлении паспорта, то другие операторы их отдают при предъявлении лишь штрихкода.
— В случае, если «Почта России» сможет сократить сроки доставки международных отправлений, сделать более удобным сервис, это может привести к росту сектора e-commerce в России, так как в рамках конкуренции все игроки рынка будут стремиться к улучшению качества услуг, — признаёт Юлия Чермашенцева.
А Анастасия Гетман уверена, что если предложения будут приняты, рынок логистики электронной коммерции ждёт переустройство, но бизнес-процессы адаптируются к этому — как и к любым изменениям и турбулентностям.
Нельзя сказать, что рынок электронной трансграничной торговли — такой уж «лакомый кусок»: его объёмы растут в цене в связи с внешнеторговой ситуацией, но физически падают. По итогам 2023 года доля трансграничной торговли на рынке e-commerce сократилась с 4% до 3%, и это общая тенденция. Причины понятны: торговать с другими странами сейчас сложно из-за многочисленных санкций, и особенно это касается сферы потребительских товаров. Немалую роль играет и повышение цен из-за ситуации на валютном рынке: при долларе в районе 96 рублей заграничные товары лишаются части своей привлекательности.
Поэтому, хотя попытки получить прибыль со стороны «Почты» понятны, странно, что она начинает именно с этой отрасли. Поневоле возникают предположения, не является ли это частью общего стремления властей урезать потребительский спрос, который разгоняет инфляцию, а спрос на импортные товары повышает ещё и спрос на валюту.
— На объёмах импорта это существенно не должно отразиться при сохранении устойчивого роста спроса на импортные товары. <…> Прямой связи с мерами по урезанию спроса на импорт не просматривается, хотя перспектива роста логистических издержек, несомненно, оказывает косвенное влияние на интенсивность внешнеторговой деятельности, — констатировала Анастасия Гетман.
Представители бизнеса, однако, настроены более мрачно: стремление «Почты» монополизировать электронную трансграничную торговлю, по их мнению, негативно скажется и на малом и среднем бизнесе, и на обычных потребителях. Ведь чем меньше операторов и меньше их конкуренция, тем выше цены и ниже качество сервиса — это простое правило экономики, отметил в беседе с 78.ru генеральный директор ООО «Ниена Принт» Евгений Бакланов.
— Любое ограничение в пользу корпорации не принесет выгоды ни предпринимателям, ни обычным гражданам. Например, доставка посылок из Китая может значительно затянуться, а стоимость товаров вырастет в несколько раз. В итоге можно сделать вывод, что подобные инициативы не принесут пользы ни бизнесу, ни людям, — указал эксперт.
В рамках электронной торговли импортируется практически вся номенклатура товаров — россияне покупают за границей от обуви для себя до комплектующих на производство, согласилась Анастасия Гетман. Однако она большой проблемы и печальных перспектив в инициативе «Почты» не видит.
— Не следует ожидать глобальных и резких повышений цен на импортные товары по этой причине, так как услуги в сфере электронной торговли не являются определяющими в формировании конечной стоимости импортируемых товаров, — считает она.
Так это или нет — покажет время, в том числе решение властей о том, как внедрять инициативу «Почты» и внедрять ли её вообще. Одно понятно: в случае принятия в первую очередь пострадают любители AliExpress и подобных зарубежных маркетплейсов, которым в принудительном порядке придётся взаимодействовать с «Почтой России» — и на этом пути они наверняка встретят немало сюрпризов.