Маленькие дети часто не хотят заниматься скучными для них делами. Они активны, им хочется бегать, познавать мир и делать только то, что вызывает интерес. Это норма. Но иногда сложности с концентрацией, внимание к потоку информации и деталям начинают серьёзно хромать.
Это может быть связано с такой проблемой как рассеянность внимания. Она мешает школьнику учиться, приобретать новые навыки и знания и, в конце концов, развиваться. Кроме того, рассеянность сказывается на оценках и успеваемости.
Как понять, что обычная детская непоседливость превратилась рассеянность?
— Если ребёнок не может удерживать внимание на неинтересном для него занятии больше 5-10 минут, это уже рассеянность и невнимательность, — рассказал психотерапевт Аркадий Кузнецов. — Дальше уже начинаются клинические симптомы.
Отсутствие целенаправленности действия — главная проблема рассеянности.
— Когда у человека есть задача, надо совершить определённое количество шагов, чтобы достичь цели. У рассеянного, расфокусированного человека расфокусированное действие. Он может дойти до цели, но сделав очень много лишней суеты по дороге.
Рассеянность — это особенность, которая может начать развиваться уже в утробе матери, отметил Аркадий Кузнецов.
— В каком состоянии была мама, в таком и закладывается у ребёнка во многом способность концентрировать внимание.
Имеет значение и генетика, особенно обмен дофамина и норадреналина в лобной коре, которая отвечает за концентрацию внимания. Травмы мозга, болезни, перенесённые раннем возрасте, тяжёлые роды тоже могут повлиять на развитие рассеянного внимания.
Конечно, важную роль играет образ жизни: недосыпание, плохое или неправильное питание, усталость и перегруженность. Поэтому так важны режим и правильное питание. Кроме того, не стоит перегружать ребёнка дополнительными занятиями и кружками.
На распространение этой проблемы повлияла постоянная погружённость в гаджеты, непрерывный скроллинг ленты и так называемое клиповое мышление, считает эксперт. Удержать внимание на неинтересной информации часто сложно и взрослым, а детям — тем более.
Рассеянностью могут страдать как очень активные, так и спокойные дети. Но сильно рассеянное внимание в сочетании с высокой активностью могут говорить о проявлениях такого неврологического расстройства как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Корректировать его нужно уже со специалистом — психиатром. Врач может подобрать необходимое медикаментозное лечение. Полностью СДВГ не излечить, но скорректировать поведение и внимание ребёнка можно. Этот синдром распространён относительно широко: по словам эксперта, от него страдает 6% детей и 3% взрослых.
При СДВГ ребёнку трудно сосредоточиться в том числе из-за импульсивности: он хватается за дело, не изучив задание, может бросить его на полпути или просто сделать как попало, так как уже отвлёкся на что-то иное. При этом ему необходимо как-то выплёскивать излишки энергии.
Аркадий Кузнецов привёл интересный пример решения этой проблемы:
— Когда я ездил во Францию на стажировку, нас завели в класс для детей с СДВГ. Мы говорим: «А в чём разница, особенность?». Нам отвечают: «А вы посмотрите под парты». Там велосипедные педали. То есть дети сидят, учатся и крутят педали. Благодаря этому гиперактивность уходит в моторный навык, а их мозг лучше концентрируется.
Помогают в такой ситуации и различные способы задействовать мелкую моторику, например, антистресс-игрушки. Но, конечно, это лишь временное решение проблемы. Обойтись без визита к специалисту при СДВГ не получится. Зато, при соответствующей коррекции, внимательность и усидчивость ребёнка может занимательно улучшиться, а суетливость станет меньше.
Людям, у которых диагностировали СДВГ во взрослом возрасте, тоже не стоит опускать руки — специалист поможет и в этом случае.
Если проблема ребёнка — простая рассеянность без клинических проявлений, с ней можно и нужно бороться, но более простыми методами. Помимо хорошо налаженного режима, правильного питания, достаточного количества сна и отдыха, ребёнку помогут специальные игры.
Среди них:
Полезны самые разные способы развития мелкой моторики: плетение из бисера, вышивание, сборка конструкторов. Хорошо влияет совместное чтение и пересказ литературы: сказок, детских рассказов.
Важно понять, что существует проблема со вниманием, и начать работу над исправлением рассеянности. Но очень важно не ругать ребёнка и не обвинять его в лени. С поддержкой и помощью родителей с рассеянностью можно справиться.