Прямой эфир

Ambrey: за атаками на вышедшие из портов РФ суда могут стоять иностранные игроки

Андрей Макаров
7 марта, 19:48
С декабря по меньшей мере четыре танкера и один сухогруз получили повреждения.
Фото: REUTERS/Yoruk Isik/globallookpress.com

Атаки в отношении танкеров, заходивших в российские порты, с большой долей вероятностью были намеренно осуществлены иностранными государственными акторами.

Как передаёт ТАСС, об этом говорится в отчёте британской компании Ambrey, специализирующейся на морской безопасности. По её данным, с декабря 2024 года по меньшей мере четыре танкера и один сухогруз получили повреждения, «указывающие на морские мины».

— Большинство судов пострадали от многочисленных взрывов в кормовой части, вблизи машинного отделения и под водой. Есть высокая вероятность того, что целью атак была полная потеря судов, — говорится в сообщении.

В декабре года сухогруз Ursa Major российской компании «Оборонлогистика» потерпел крушение в Средиземном море. По данным департамента ситуационно-кризисного центра МИД РФ, судно затонуло после взрыва в машинном отделении. В пресс-службе «Оборонлогистики» сообщили, что в отношении российского судна была совершена террористическая атака. По показаниям членов экипажа судна, произошли три последовательных взрыва в районе кормовой части, после чего судно получило резкий крен на правый борт.

Согласно Ambrey, похожие инциденты позже произошли и с другими судами. По данным Reuters, в конце января взрыв произошёл на борту нефтяного танкера Seacharm греческой компании Thenamaris, который находился в море рядом с турецким Джейханом. Ещё один инцидент имел место с танкером-химовозом Grace Ferrum у берегов Ливии в феврале. Кроме того, одно судно пострадало от взрыва, когда было пришвартовано в порту Усть-Луга.

Компания предположила, что морские мины могли быть размещены в то время, когда «суда дрейфовали или стояли на якоре».

— Их могли разместить водолазы. Возможно, использовались транспортные средства для доставки пловцов. Крайне маловероятно, что морские мины могли быть размещены, когда судно находилось в порту, учитывая сопутствующие риски, — говорится в заявлении фирмы.

В Ambrey указали, что все пострадавшие суда не находились в санкционных списках западных стран и не были частью российского «теневого флота».

— Имеющиеся свидетельства убедительно показывают, что злоумышленник не проводит различий между судами, перевозящими нефть российского происхождения, и судами, перевозящими нероссийские углеводороды, — подчёркивается в сообщении.

В компании отметили, что эти атаки в настоящее время не угрожают российскому экспорту углеводородов, но могут «повлечь за собой увеличение стоимости страхования от военных рисков».