Прямой эфир
+12
Пробки
3
$83.68
89.66
В КАНАДЕ ИЗ-ЗА ЛЕДЯНОЙ БУРИ ОБЕСТОЧЕНЫ ПОЧТИ 400 ТЫСЯЧ ДОМОВ
СПАСАТЕЛИ МЧС РОССИИ ДОСТАЛИ ИЗ-ПОД ЗАВАЛОВ ЖЕНЩИНУ В ГОРОДЕ МАНДАЛАЙ
В РОССИИ РУХНУЛИ ПРОДАЖИ СМАРТФОНОВ
СК ВОЗБУДИЛ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПОСЛЕ СТРЕЛЬБЫ В МУРМАНСКЕ

Условия, приближённые к боевым: почему Wildberries запустит такси в Беларуси, а не в РФ

Лилия Батршина
6 марта, 15:33
Wildberries собирается запустить сервис такси — но не в России, а в Белоруссии. Пока это только идея, однако приложение для сервиса уже готово, сообщают СМИ. Почему маркетплейс решил выйти на рынок такси и выдержит ли он конкуренцию в России? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/senivpetro, ИЗВЕСТИЯ/Телеканал «78», Maksim Konstantinov/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Выход за рамки

Пресс-служба маркетплейса Wildberries сообщила, что компания рассматривает возможность запустить сервис такси в Белоруссии. Стартовать он может в Минске, когда завершатся все подготовительные процессы, после чего масштабируется на всю страну, а затем, возможно, придёт и в Россию.

Пока проект ещё лишь на этапе идеи — СМИ говорят, что приложение для него уже готово, но когда он может запуститься, неясно. В пресс-службе компании указывают, что для начала нужно не только пройти все необходимые процедуры согласования, но и оценить перспективы проекта.

— Вопрос о запуске этого вида бизнеса в Беларуси и масштабировании проекта будет решаться только после оценки перспектив направления и по результатам пилота, — указали в компании.

Это уже не первый «выход» Wildberries за пределы стандартной сферы деятельности маркетплейса, причём начал он именно с автомобильного направления. Раньше компания запустила сервис «Пакеты услуг», который должен помогать в разных жизненных ситуациях, и первым стал пакет «Помощь на дорогах». А затем, в конце января 2025 года, объединённая компания Wildberries и Russ учредила «дочку» в сфере лизинга, то есть маркетплейс собирается — или, возможно, рассматривает такой вариант на будущее — предоставлять авто в форме финансовой аренды.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Если учесть, что на маркетплейсе давно уже продаются автомобильные запчасти, а с недавних пор — ещё и сами автомобили, выход в сферу такси уже не выглядит настолько удивительным. Дело в том, что маркетплейс явно стремится создать свою экосистему, подобную тому, что создал «Яндекс» благодаря многочисленным сервисам и приложениям, которые во много пересекаются друг с другом.

— Автосервисы, включая такси, являются частью широкой экосистемы, и интеграция с маркетплейсом может создать новые возможности для кросс-продаж. Кроме того, рынок такси имеет высокий потенциал роста, особенно в условиях цифровизации и увеличения спроса на мобильные приложения, — пояснила в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Анна Костанда.

Рынок такси в России объёмен: так, за 2024 год он составил около 1 трлн рублей — это около 0,6% ВВП российской экономики. В отрасли трудятся около 2 млн водителей. При этом самую большую долю занимают всего 5 агрегаторов — «Яндекс Такси», «Максим», «Везёт», «Таксовичкофф» и «Ситимобил», а доля «Яндекс Такси» практически монопольная: более 94%. Вполне вероятно, что Wildberries решил составить ему конкуренцию, опираясь на свою обширную клиентскую базу.

Однако раньше Wildberries явно выдерживал тренд на создание «суперприложения» на все случаи жизни: и «Пакеты услуг», и лизинг предполагалось предоставлять внутри уже существующего приложения маркетплейса. В случае с такси тренд ломается, раз для этого сервиса, по сообщениям СМИ, предполагается сделать отдельное приложение. И это будет уже больше похоже на знакомый подход «Яндекса».

Каков объём рынка такси в Белоруссии, неизвестно, однако есть данные, что на нём, как и на российском, полностью доминирует «Яндекс Такси». Почему же Wildberries собирается стартовать именно с этой страны, а не в родной России?

Фото: Ilya Moskovets/globallookpress.com
Фото: Ilya Moskovets/globallookpress.com

Тренировочная площадка?

Причин такого выбора несколько, отметила в беседе с 78.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк. Первая из них — это уже упомянутое доминирование «Яндекс Такси». Структурно рынок такси в Белоруссии очень похож на рынок в РФ, поэтому выход на него позволяет тестировать сервис в условиях, приближённых к российским.

Однако в то же время белорусский рынок отличается меньшей конкуренцией, указала Анна Костанда. Конкуренты есть, но их концентрация не столь велика, как в России.

— Выход именно на белорусский рынок связан с меньшей конкуренцией и более гибким законодательством в Белоруссии. Запуск в стране с меньшими барьерами может помочь быстрее протестировать и адаптировать сервис, прежде чем выходить на более крупный рынок, такой как Россия, — отметила она.

В Белоруссии действительно специфическое законодательство, несколько отличающееся от российского в обе стороны — и в жёсткость, и в мягкость. Так, с ноября 2024 года в Белоруссии введены жёсткие требования к легальности водителей: теперь в такси не могут работать не зарегистрированные таксисты. Это, по мнению Ирины Франк, позволит маркетплейсу оценить возможность работы в условиях усиленного регулирования, которое может со временем прийти и в Россию.

Помимо этого, несмотря на сильную конкуренцию со стороны «Яндекса», именно ужесточение требований к водителям в Белоруссии создаёт благоприятную среду для выхода на этот рынок новых игроков. Связано это с тем, что на белорусском рынке из-за введённых правил резко выросли цены на услуги такси, а их доступность снизилась.

— После ужесточения регуляций в Белоруссии цены на услуги такси заметно выросли, что создаёт спрос на более доступные альтернативы. Wildberries может использовать свой автопарк и партнёрскую сеть для оптимизации издержек (например, совмещение доставки товаров и перевозки пассажиров), — отметила Ирина Франк.
Фото: freepik.com/standret
Фото: freepik.com/standret

Именно на свои наработки в области логистики и транспортных перевозок, привлечение частных перевозчиков указывал маркетплейс, поясняя желание попробовать силы на рынке такси. Эксперты усомнились в релевантности этого опыта: всё же логистика и пассажирские перевозки — очень разные сферы. Тем не менее большой автопарк и разнообразная работа с партнёрами могут сделать выход на новый рынок для компании не таким сложным, как для абсолютного новичка.

Есть и ещё одна причина использования Белоруссии в качестве пилотной площадки для нового сервиса: Wildberries в этой стране доминирует на рынке маркетплейсов.

— Wildberries — крупнейший маркетплейс в Белоруссии, что упрощает интеграцию сервиса в существующую экосистему и использование логистической инфраструктуры. Пилот в меньшей по масштабу стране снижает финансовые и репутационные риски в случае неудачи, — объяснила Ирина Франк.

Для Wildberries Белоруссия — стратегически важный рынок с точки зрения экспансии. Если у компании получится предложить уникальные преимущества, к примеру, интеграцию с самим маркетплейсом, это может привлечь новых пользователей, уверена Анна Костанда.

Вызов монополистам

Однако не всё может быть так радужно, как выглядит со стороны, предупредила Ирина Франк. Прежде всего выход на новый рынок потребует огромных затрат — например, для привлечения водителей, потребуются инвестиции как в них самих, так и в маркетинг. На белорусском рынке ситуация с рабочими руками не настолько критичная, как в России, но проблемы, особенно после ужесточения законодательства, существуют: легальных таксистов пока в Белоруссии всего около 20 тыс. Маркетплейсу придётся за них конкурировать.

Кроме того, эксперт напомнила, что раньше с подобной инициативой попытался выйти на белорусский рынок «Сбер» — он запускал сервис перевозок, однако выдержать конкуренцию не смог и был вынужден уйти. А на рынок такси Белоруссии, кроме Wildberries, «облизываются» и другие компании — к примеру, китайский сервис Didi, который не смог конкурировать на территории России, но теперь приглядывается к белорусскому рынку.

— Пример «Сбера», который не смог конкурировать с «Яндексом», показывает сложность входа на рынок. Поэтому успех Wildberries будет зависеть от способности адаптироваться к нюансам рынка и готовности к долгим инвестициям, — подытожила Ирина Франк.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Телеканал «78»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Телеканал «78»

Однако если всё пойдёт удачно и пилот не только запустится, но и будет иметь успех, потенциально у «Яндекса» появится серьёзный конкурент в России. Плюсы подобного развития событий очевидны, уверены эксперты, хотя и без минусов не обойдётся.

— Новый сервис может привести к большему выбору для потребителей, что, в свою очередь, может снизить цены и повысить качество услуг. Однако, если Wildberries займёт слишком большую долю рынка, это может привести к монополизации и ухудшению условий для водителей и пользователей, — предупредила Анна Костанда.

Ирина Франк также указала, что благодаря конкуренции могут снизиться комиссии для водителей, которые в «Яндексе» доходят до 30%, а также цен для пассажиров. А если компания займётся ещё и внедрением инноваций, к примеру, скидок за покупки в маркетплейсе, это привлечёт ещё больше пользователей.

В то же время обилие игроков усложнит выбор для пользователей. Сейчас агрегаторов всего 5, причём 3 из них — «Яндекс Такси», «Максим» и «Везёт» — принадлежат «Яндексу». Вряд ли появление шестого агрегатора, тем более от привычного уже бренда, приведёт к раздражающему «мельтешению» однотипных приложений, однако всё же ему придётся задуматься над уникальностью своего предложения.

— Вероятно, что Wildberries не добьётся монополизации, но может занять свою нишу за счёт экосистемы. Основной эффект — усиление конкуренции, что выгодно потребителям, — констатировала Ирина Франк.

Запуск сервиса такси в Белоруссии для Wildberries — стратегический эксперимент, отметила эксперт. Он позволит протестировать модель экосистемы в условиях, «приближённых к боевым», то есть российским. А дальше всё будет зависеть от многих факторов, включая гибкость компании и её готовность инвестировать в новый проект.