Или вылечат, или отсеют: к чему приведёт введение открытого рейтинга автошкол?

Оздоравливать надо
Кабмин предлагает создать специальный информационный портал, где будут размещены показатели автошкол, — об этом 27 февраля сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. На этом портале качество обучения в автошколах будет оцениваться по определённым показателям, среди которых — итоги сдачи экзаменов, а также аварийные ситуации. По замыслу авторов проекта, это должно помочь будущим ученикам узнать информацию о конкретной организации и сделать более осознанный выбор, а также оставить отзыв об автошколе, где они учились.
Ранее, 24 февраля, правительственная комиссия возложила обязанность по формированию рейтинга автошкол на МВД, поскольку именно оно обладает всеми необходимыми сведениями. Итогом должно стать повышение качества обучения в автошколах и, как следствие, снижение аварийности на дорогах.
Опрошенные 78.ru эксперты согласились, что оздоровление рынка автошкол в России давно назрело.
— Рынок автошкол в России сегодня нельзя назвать полностью эффективным. Несмотря на большое количество образовательных организаций, качество подготовки водителей остаётся неоднородным. Многие автошколы сосредоточены на формальном выполнении требований программ, а не на формировании реальных навыков безопасного вождения. Это приводит к тому, что выпускники зачастую не готовы к сложным дорожным ситуациям, что подтверждается статистикой аварийности с участием новичков, — констатировала в беседе с 78.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.

Как отметил в разговоре с 78.ru заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев, инициатива по рейтингованию автошкол действительно понятна: согласно статистике, в последние годы увеличилось количество ДТП, виновниками которых выступили водители со стажем менее 2 лет — то есть недавние ученики автошкол.
Так, по данным Научного центра безопасности дорожного движения за 9 месяцев 2024 года, хотя количество таких ДТП по сравнению с 2023 годом немного снизилось (-2,2%), у начинающих водителей высок коэффициент виновности — во всех возрастных группах он превышает 60%. Это означает, что в подавляющем большинстве случаев в ДТП с участием начинающих водителей виноваты именно они.
— Это связано с тем, что целый ряд недобросовестных автошкол обеспечивают очень низкое качество обучения вождению на своих курсах, как с теоретической, так и, что самое главное, с практической точки зрения. С целью экономии затрат и снижения стоимости обучения в условиях жёсткой конкуренции автошколы намеренно нарушают государственные стандарты и существенно занижают фактические временные нормы на изучение теории и нахождения обучающегося за рулём, тем самым привлекая больше учеников за счёт низких цен, — пояснил Александр Дмитриев.
Среди серьёзных проблем при обучении в автошколах Ирина Франк отметила прежде всего недостаток практических занятий, о чём упомянул и Александр Дмитриев: по её словам, даже при соблюдении нормативов по часам обучение часто сводится к «заучиванию» маршрутов экзамена, а не к отработке действий в нестандартных условиях. Кроме того, сохраняется коррупционная составляющая при сдаче экзаменов в ГИБДД, а это снижает мотивацию автошкол углублённо работать с учениками. Наконец, часть организаций использует устаревшие методики преподавания, не учитывающие современные особенности дорожного движения, например, взаимодействие с электронными системами автомобилей.
— Естественно, что недоученные выпускники крайне плохо знают правила дорожного движения, а также практически не владеют навыками самостоятельного вождения автомобиля в условиях плотного городского трафика, что и приводит к росту ДТП с их участием, — резюмировал Александр Дмитриев.

Онлайн нужно регулировать
Отдельной проблемой, по мнению экспертов, является переход автошкол в дистанционный формат. Многие из них сегодня практикуют такую форму подготовки: разрабатывают приложения для изучения теории и возможности «гонять» экзаменационные вопросы в свободное время, чтобы заучить до автоматизма, вместо занятий в классе предлагают подключаться дистанционно или вовсе просматривать уроки в записи.
Законодательно такой подход пока не закреплён, однако Минпросвещения уже предложило законопроект, разрешающий и регулирующий частично дистанционную учёбу в автошколах. Применять его можно будет только в соответствии с правилами дистанционного обучения, которые заработали 1 сентября 2024 года. Пока законопроект проходит публичные обсуждения и в случае принятия вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Экспертов возможность частичного перехода обучения вождению в онлайн-формат настораживает: по их мнению, оно несёт риски для качества подготовки.
— Обучение теоретическому курсу автошколы онлайн — также очень плохая идея, поскольку качественно обучить в дистанционном формате основам управления, устройству и техническому обслуживанию транспортных средств, а также оказанию первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии будет крайне затруднительно, — уверен Александр Дмитриев.
Ирина Франк, в свою очередь, считает, что дистанционное обучение удобно для теоретической части, но заменять им полноценные практические занятия с инструктором нельзя. Сегодня в некоторых автошколах появляются подобные предложения, например, обучение «в безопасной среде» при помощи очков дополненной реальности.
— Ученики, которые проходят онлайн-курсы без достаточного количества «живых» уроков вождения, рискуют оказаться неподготовленными к реальным дорожным ситуациям. Чтобы минимизировать угрозы, необходимо установить чёткие стандарты для онлайн-программ, включая обязательное количество практических часов и контроль их выполнения через видеофиксацию или иные инструменты, — указала Ирина Франк.

В упомянутом выше законопроекте Минпросвещения применение онлайн-технологий разрешается только для теоретических занятий, практические по-прежнему должны проходить офлайн. Более того, согласно ему, часы перераспределяются в пользу практических занятий «в городе», а для онлайн-обучения вводятся механизмы контроля и посещаемости через портал «Госуслуги» — это исключит запрещённую «самоподготовку». Поэтому, если проект примут, с 1 сентября, вероятно, эта проблема разрешится.
Правда, одновременно с этим должен усилиться контроль за соблюдением количества часов практических занятий. Не секрет, что сегодня автошколы занижают количество часов практики для уменьшения стоимости: вместо положенных 54 или 56 часов вождения предлагают вдвое меньше, а остальные дают возможность докупать самостоятельно. Бороться с этой проблемой так же важно, как и с излишним использованием дистанционных технологий.
Всё зависит от критериев
Рейтингование автошкол может стать важным шагом к решению описанных проблем, уверены эксперты. Александр Дмитриев указал, что простое повышение цен на услуги приведёт только к картельному сговору, а вот рейтингование поможет исправить ошибки и отсеять неэффективные организации. Этому поспособствует публичность показателей, которая вызовет конкуренцию и заставит неэффективные автошколы уйти с рынка.
— Однако успех этой меры зависит от прозрачности методики оценки. Если критерии будут учитывать не только «процент сдавших с первого раза», но и, например, уровень аварийности выпускников в первые два года после получения прав, это повысит ответственность автошкол за долгосрочные результаты, — считает Ирина Франк.
На принципиальные проблемы с рейтингованием обратил внимание в беседе с 78.ru и автоэксперт, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Александр Холодов. Он рассказал, что всегда существовала проблема с тем, как определить, какая автошкола хорошая, а какая плохая, — ведь у каждого критерия есть свои минусы.
— Например, существовал такой критерий, как количество тех кандидатов в водители, которые сдали экзамен с первого раза. Но это скорее был показатель коррупционности автошколы в большей степени, чем показатель реальных успехов. Также использовался критерий касательно ДТП. Но тут «под раздачу» попадают те автошколы, которые выпускают большое количество учеников. У большой, крупной сетевой автошколы, естественно, просто статистически количество людей, попадавших в аварию, гораздо больше, а у маленьких автошкол — вообще погрешность, — пояснил эксперт.

Если же высчитывать процент аварийности от количества выпустившихся учеников, появляется другая проблема: у плохих автошкол, выпускники которых так и не смогли сдать экзамен, показатели в таком рейтинге будут выше, потому что никто из выпускников не получил права и, соответственно, не попал в ДТП. Кроме того, есть также и вопрос с перекладыванием ответственности, ведь за допуск кандидата в водители на дорогу отвечает не автошкола, а ГИБДД — следовательно, именно инспекция, как последняя инстанция, сработала неправильно и позволила неподготовленному человеку получить права.
Одной из главных проблем автошкол в России Александр Холодов считает сам подход к ним и к обучению.
— К автошколам надо подходить как к услуге. Если вам плохо строят дом, или плохо отремонтировали гараж, или плохо пошили платье, вы обязательно будете требовать, чтобы вам устранили недостатки. А у нас получается, что если человека плохо обучили в автошколе, в этом нет ничего страшного, он сам виноват. У автошкол ноль ответственности за плохое обучение. И если человек не может сдать экзамен с 20-го раза, считается, что это он идиот, а не автошкола его плохо научила, — констатировал эксперт.
Рейтингование автошкол решить эту проблему не поможет: даже если получится выработать хотя бы относительно объективные критерии, всё равно сложности в подходе и, главное, ответственности автошкол за результат обучения оно не устранит.
Рейтинг — только начало
Власти постепенно вводят регулирование деятельности автошкол, и рейтингование — не первая инициатива. Ужесточение правил обучения уже заставляет уходить с рынка некоторые организации: так, за 2021–2023 годы в России количество автошкол уменьшилось на 15%, к концу 2023 года оно сократилось до 7200, а к концу 2024-го оно наверняка снизилось ещё больше. Причина — в том числе в ужесточении лицензирования с 1 апреля 2024 года, а также в ужесточении правил сдачи экзаменов. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, повлияли и экономические обстоятельства: утверждается, что уменьшилось количество людей, которые могут себе позволить обучение.

Рейтингование автошкол при условии прозрачности критериев — лишь один из шагов на пути к регулированию этого рынка, убеждены опрошенные 78.ru эксперты. И каждый из них предложил свои варианты, что ещё требуется сделать, чтобы рынок автошкол оздоровился.
Так, Александр Дмитриев предложил способы контроля при ведении рейтинга.
— Контроль и мониторинг соответствия можно осуществлять в рамках предварительного экзамена в автошколе, непосредственно во время экзамена в ГИБДД, а также в процессе первых двух-трёх лет вождения того или иного выпускника. И если выясняется, что в ДТП будут попадать большинство выпускников той или иной школы, тогда она должна попадать в чёрный список и лишаться возможности подготовки водителей, — считает он.
Отметим, что инициатива по рейтингованию автошкол пока не предполагает «чёрных списков» — только фиксацию результатов, которые будут находиться в открытом доступе.
Ирина Франк предложила дополнительное ужесточение лицензирования — например, требовать от организаций наличия современного парка автомобилей, сертифицированных инструкторов и тренажёров для отработки экстренных ситуаций, — а также пересмотр программ обучения и борьбу с коррупцией на экзаменах.
— Важно также пересмотреть программы обучения, увеличив акцент на безопасное вождение, психологию участников движения и юридические аспекты. Кроме того, необходимо усилить борьбу с коррупцией на этапе экзаменов, внедрив систему автоматизированного приёма практической части и видеонаблюдения. Только комплекс таких мер поможет повысить культуру вождения и снизить аварийность среди начинающих водителей, — уверена эксперт.
Александр Холодов, в свою очередь, считает, что необходимо полностью менять подход к обучению в автошколе. Помимо того, что это должна быть услуга с оценкой качества и компенсацией, если качество пострадало, по его мнению, требуется отпустить автошколы «в свободное плавание» — то есть позволить применять любые технологии, но при этом нести ответственность за результаты обучения и бесплатно устранять недостатки в нём. Однако, чтобы предупредить злоупотребления, а также работу с учениками, которые в принципе не способны сдать экзамен, требуются дополнительные меры.
— Ещё один шаг, который нужно комплексно делать, — это разрешить автошколам вступительные экзамены. У нас же в институт не всех подряд берут, может быть, и машину не всем подряд надо доверять управлять? — указал он.

Кроме того, эксперт предложил дифференцировать программы и стоимость обучения в зависимости от опыта водителя: если у него, к примеру, уже есть категория BE и 20 лет безаварийного стажа, то для него обучение на категорию C должно быть и короче, и дешевле, чем для полного новичка.
С современным же подходом к обучению в автошколе их результат — это скорее не эффективность учёбы, а готовность ученика сдать экзамен, резюмировал эксперт. Процент людей, которые сдают экзамен ГИБДД с первого раза, это подтверждает: в 2024 году их всего 13,8% (против 12,1% в 2023 году). Рейтингование автошкол, возможно, сдвинет дело с мёртвой точки, но за ним должны последовать новые шаги — только тогда рынок автошкол будет соответствовать современным требованиям, а количество ДТП продолжит движение вниз.