Решить проблему с парковкой авто в Петербурге за счёт создания многоуровневых отдельно стоящих зданий-стоянок городские власти пытались ещё с «нулевых». В 2011 году в тогда ещё КУГИ (теперь КИО) даже составили список аварийных жилых домов, которые можно было бы приспособить под эти цели. В перечень вошли 1500 строений под реконцепцию. Многие из них, правда, были одноэтажными деревянными и располагались в Красносельском и Курортном районах. Но были и наиболее перспективные 74 здания в центре города на Неве.
До воплощения этой инициативы жизнь в итоге дело так и не дошло. Зато в 2015 году в Центральном районе впервые заработала зона платной парковки. В 2023-м она охватила локации Петроградского и Василеостровского районов. Не исключали тогда в Комитете по транспорту Смольного и того, что платная парковка может появиться и в более отдалённых от центра территориях, например, в районах новостроек.
Теперь, концепция чиновников, видимо, сменилась.
Возможность подготовить инициативы по капитальному строительству многоуровневых паркингов появилась после того, как Комитет по транспорту получил соответствующие полномочия. Данные проекты предусмотрят в рамках городской адресной инвестиционной программы.
— Работа по созданию паркингов будет вестись «под ключ»: начиная с архитектурно-строительного проектирования, а также строительства и реконструкции автостоянок, заканчивая обеспечением функционирования вновь построенных объектов, — отмечается в сообщении на официальной странице ведомства в социальной сети «ВКонтакте».
По словам главы Комитета по транспорту Валентина Енокаева, в Северной столице «вопрос увеличения парковочных мест и развития системы парковочного пространства достаточно актуален, особенно в отдалённых от центра города районах, где ведётся активное жилое строительство».
— Обустройство многоуровневых городских стоянок — как раз наиболее эффективный способ создания необходимых условий для парковки автомобилистами своих транспортных средств на ограниченной территории, поэтому новые полномочия — крайне важные компетенции, которыми ранее ни один исполнительный орган государственной власти Петербурга не был наделён, — уверен чиновник.
В соцсетях некоторые уже успели бурно отреагировать на инициативу ведомства.
Пользователь под ником Андрей Осипов поинтересовался, а не выйдет ли так, что на такие паркинги задерут цены до 400 руб/час, а вокруг всё обвешают знаками «Остановка запрещена».
Дмитрий Капустин парировал: альтернативы нет.
— В городе нет места для парковки. Спрос намного превосходит предложение. Значительная доля нынешних парковок — стихийные (обычно нелегальные), — констатировал он.
Николай Никольский задался вопросом, а почему не делать паркинги подземными под улицами, площадями и газонами.
— В многоквартирных домах паркинг делают именно в подвале на минус первом этаже, то есть технических проблем нет. И так можно было бы строить, не лишая жителей скверов, площадей, зон отдыха под эти страшные надземные паркинги. В том числе и в центре полно улиц и площадей, под которыми можно делать. Под площадью Восстания давно был проект. И где? — попытался выяснить он.
На это Антон Савенко готов разъяснить: под городской землёй и так много коммуникаций.
Максим Рыбчинский предлагает строить многоуровневые стоянки в рамках реновации гаражей. Боксы сносить, их владельцам предоставлять машиноместа, а всё остальное сдавать в коммерческую аренду.
Опрошенные эксперты отмечают, что технических проблем со строительством многоуровневых парковок, кроме центра, нет, в отдалённых районах есть и земля под стоянки, но непонятно зачем в принципе это делать в существующих экономических реалиях.
Генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов разъясняет, что каких-либо ограничений по расстояниям от соцобъектов, как в случае с ретейлом, торгующим алкоголем, в принципе нет. Если территориальная зона позволяет строить в локации паркинги никаких проблем возникнуть не должно.
— Но есть два других принципиальных момента.
Во-первых, все проектирующиеся сейчас жилые комплексы должны быть обеспечены машиноместами в подземных паркингах, открытых автостоянках в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования (РНГП). Между тем, застройщики и так сейчас из-за стоимости этого квадрата не могут полностью продать места даже в самих МКД. Я уже не говорю о локациях по соседству с ЖК. Здесь даже цена вопроса ниже себестоимости не спасает.
Многие автолюбители давно и осознанно выбирают для себя хранить машины на улице, — констатирует Алексей Белоусов.
По словам эксперта, отсюда вытекает второй вопрос: город будет такие места всё-таки продавать и по какой цене или передавать бесплатно.
— Последний вариант вообще звучит нелогично, если мы не имеем ввиду исключительно льготников. Зачем казне Северной столицы расходовать бюджетные деньги на частных инвесторов?
Поэтому я и готов назвать инициативу спорной. Непонятно, зачем это в принципе придумано? — добавляет Алексей Белоусов.
Руководитель проекта LifeDeluxe Сергей Бобашев согласен: история про многоуровневые паркинги достаточно специфична. Они не так удобны, как кажется на первый взгляд. На верхние этажи надо как-то подняться, если не на ногах, то для этого должны быть лифты, а это тоже немалые расходы, потом сесть в машину, выехать, затем вернуться, припарковаться и снова спустится.
Как добавляет Сергей Бобашев, с другой стороны, зимой машину не надо откапывать от снега, долго греть и т. д.
По его словам, в масс-маркете некоторые предпочитают стоянки на земле у дома, охраняемые, пусть и платные. Хотя всё равно большинство в этом сегменте предпочитают просто оставлять машины у дома. Объяснить всё можно просто: если сейчас человек приобретает студию за 6 млн рублей, с трудом думает, как её отбить, то какой уж паркинг.
— С продажами у застройщиков машиномест в подземных паркингах всё обстоит по-разному. Средняя температура по больнице для масс-маркета — 50% нераспроданных объектов, которые часто торгуются по себестоимости или даже ниже её, но всё равно остаются нереализованными. Но есть и проекты, где 80% машиномест не находят себе собственников, — уточняет ситуацию с продажами машиномест девелоперами Сергей Бобашев.
По его данным, некоторые застройщики сейчас пытаются через свои УК сдавать пустующие места в паркингах в аренду, но этот бизнес тоже нельзя назвать успешным.
Как заключает аналитик, теоретически, многоуровневые паркинги могли бы быть востребованы в центре, но там нет пятен, зато существуют жёсткие градостроительные ограничения.
Руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group) Ольга Трошева отмечает, что некоторые объекты в масс-маркете действительно ещё можно найти за 500—600 тыс. руб, но в основном это 1—1,2 млн. В комфорт-классе средние расценки составляют 1,5 млн рублей.
— Понятно, что в премиум-сегменте ценник ещё выше. Часто сейчас застройщики прибегают к рассрочкам. Конкретно в нашей компании они даются на 30—40 кварталов или почти 10 лет.
Возможно, в будущем чиновники хотят сделать ставку на аренду. Это ещё более или менее приемлемый вариант, — рассуждает она.
Здесь стоит добавить, что на странице комитета пользователи делятся и любопытными цифрами.
— Парковочное место у нас в МКД, например, сдаётся за 7500 в месяц, включая коммунальные услуги 2500. Если паркинг крытый, то цена адекватная (паркоместо продаётся примерно за 800 тыс.). То есть вы можете вместо покупки места положить 800 тыс. в банк, получать порядка 10 тыс. в месяц процентами, за 7500 арендовать, ещё и на пиво останется, — дает рекомендации Николай Никольский.
Транспортный инженер Иван Вергазов не склонен верить расценкам застройщиков на подземные паркинги. Как он подчёркивает, здесь важно понимать, что девелоперы сами вкладывают в понятие себестоимости строительства. Паркинги можно возводить, не глядя на деньги, а можно дёшево и удобно, но такой задачи просто не ставилось.
По мнению Ивана Вергазова, скорее всего, в инициативе чиновников речь идёт о дальнейшем развитии перехватывающих парковок и превращении их в многоуровневые стоянки из того вида, в котором они сейчас существуют. Это может быть востребовано в центре.
Как считает эксперт, идти массово в отдалённые районы, где сейчас нет платных парковок, кто-то вряд ли решится. Тогда там надо будет создавать жёсткие ограничения по парковкам для местных жителей на улицах, практически закрывать для них стоянки, как это сделано сейчас для водителей в Пулково. Но это вызовет серьёзное недовольство горожан.