Яблочный Спас, он же Преображение Господне — непереходящий праздник, то есть каждый год отмечается в один и тот же день. Это второй из трёх праздников Спасов, которые отмечаются в августе: Первый Спас — Медовый, 14 августа, Третий — Ореховый, 29 августа, а Второй, Яблочный, приходится на 19 августа. Поэтому и Яблочный Спас 2024 будет отмечаться 19 августа.
По одной из версий, праздники Спасов называются так, поскольку приходятся на церковные памятные дни, связанные со Спасителем: в Медовый Спас отмечается празднество Спасу и Богородице, в Яблочный — Преображение Господне, в Ореховый — праздник иконы «Спас Нерукотворный». Однако Яблочный Спас выделяется среди них, так как в праздник Преображения Господня, к которому он привязан, отмечают событие, произошедшее ещё до Пасхи (а Пасха, как правило, отмечается весной).
Историки связывают такое странное расположение праздника в календаре с тем, что церковными празднованиями старались вытеснить прежние языческие обряды — а на середину августа как раз приходились празднования, посвящённые новому урожаю. Чтобы переход к новой религии и её обычаям был легче и проще, на дату языческого праздника перенесли церковное празднование Преображения Господня.
Преображение Господне — двунадесятый праздник, то есть один из 12 важнейших церковных праздников, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. События, в честь которых его установили, описаны сразу в трёх Евангелие — от Матфея, Луки и Марка.
Это произошло за 40 дней до трагических событий на Голгофе, когда Христа распяли на кресте как преступника. В этот день Спаситель, осознав, что близится время Его последних испытаний, впервые спросил учеников, кем они Его считают.
«Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос» (Мф. 16:16–20).
Тогда Иисус открыл им тайну, что скоро в Иерусалиме Его убьют старейшины и первосвященники, а на третий день Он воскреснет. Несколько дней спустя Он вместе с учениками Петром, Иаковом и Иоанном для молитвы взошёл на высокую гору — предположительно, Фавор, который находится в нескольких километрах от Назарета. Однако некоторые исследователи считают, что речь идёт о другой горе — Ермон или Хермон, которая также расположена рядом с этим городом.
Там, на горе, и совершилось то, что называют Преображением — Спаситель явил Свою Божественную суть:
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1–2).
Апостолы затрепетали, но ещё больше они изумились, увидев, как к Христу спустились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия и начали с Ним беседовать. Апостол Пётр предложил устроить на этой горе три кущи, то есть хижины, в которых могли бы укрыться и Спаситель, и пророки; однако в этот момент на гору опустилось светлое облако, из которого послышался Божественный глас.
«При сём Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мф. 17:4–8).
О том, что произошло на горе, Иисус запретил апостолам рассказывать до того момента, пока Он не воскреснет, и они сохранили эту тайну.
Праздник Преображения Господня стали отмечать не сразу — только в IV веке появились первые сведения об этом, их отразили в своих сочинениях преподобный Ефрем Сирин и святитель Иоанн Златоуст. Тогда же равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор первый храм, который был посвящён этому событию. По мере распространения христианства Преображение стало заменять языческие празднования в разных странах: так, первыми его начали отмечать общины Армении и малоазийский Каппадокии. В Римской же империи Преображение заменило вакханалии, которые также приходились на конец лета.
На Восток традиция празднования Преображения пришла около V века, а вот на Западе его начали отмечать только в Средние века. При этом некоторые протестанты по-прежнему празднуют его весной, а не летом.
На Руси праздник Преображения Господня наполнился собственным колоритом. Дело в том, что он пришёлся на время сбора нового урожая и вытеснил собой посвящённые этому событию языческие обряды, следовательно, освящать урожай теперь следовало в церкви.
Изначально эта традиция восходит не только к языческим, но и к ветхозаветным корням — у иудеев было принято приносить в храм всё, что первым появилось на поле. Христиане переняли эту традицию и стали освящать в церкви первый урожай винограда, который собирали как раз на праздник Преображения Господня. Кроме того, виноград занимает особое место в церковных таинствах, ведь именно из него делают вино для Евхаристии.
В России же самым распространённым фруктом, который созревает в это время, являются яблоки — поэтому в Русской православной церкви на Преображение освящают именно их. От этого и пошло народное название праздника Яблочный Спас.
Слово же «Спас» трактуют по-разному: по одной версии, оно связано со Спасителем, которому посвящено празднование, по другой, оно происходит от слова «спасать», то есть «запасать», и связано с запасами на зиму и урожаем.
Преображение Господне — важный праздник, поэтому в церкви его отмечают торжественно. В этот день священнослужители служат в белых одеждах, которые символизируют белый Фаворский свет. Главные же празднества происходят на горе Фавор, где сейчас стоит базилика Преображения Господня.
Есть и народные традиции, связанные прежде всего с яблоками. Так, считалось, что до Яблочного Спаса яблоки есть нельзя, так как это «греховный» плод. Да и в праздник Спаса есть их можно только после освящения. Однако церковь указывает, что это суеверие и никакого отношения к религии не имеет. Также на Яблочный Спас было принято приносить освящённые яблоки на могилы родственников.
В этот день было принято собирать урожай яблок всей семьёй, хозяйки варили яблочное варенье и пекли пироги из яблок. Вечером семья собиралась за праздничным столом, на котором яблоки присутствовали во всех видах.
При этом стол должен быть достаточно скромным, ведь идёт Успенский пост, который не располагает ни к пищевым излишествам, ни к шумным гуляниям.
Прежде всего в праздник Преображения Господня следует посетить храм и помолиться, попросить у Бога благодати. Там же, в храме, принято освящать плоды первого урожая, причём это могут быть не обязательно яблоки — освятить можно всё, что выросло на огороде, однако важно, чтобы все плоды были спелыми.
Накануне Яблочного Спаса обязательно нужно убраться в доме — грязное жилище в день праздника считалось дурной приметой.
Конечно, на Яблочный Спас принято есть яблоки, а также угощать ими ближних. Успенский пост в этот день дозволено немного смягчить: в честь праздника Преображения Господня можно употреблять рыбу и морепродукты, а также выпить немного красного вина.
Есть и народные обычаи: так, в этот день было принято очищать дом — наследие языческих времён. Очищают дом при помощи яблока и восковой свечи: яблоко режут пополам, вынув сердцевину, ставят в центр свечу и обходят с ней, горящей, весь дом, читая молитвы. После ритуала натёкший воск нужно переложить в другую половинку яблока, соединить их, крепко связать верёвкой, унести подальше от дома и закопать.
Кроме того, в этот день было принято гадать на будущее, однако церковь это не одобряет.
На Яблочный Спас есть и несколько запретов. Прежде всего, поскольку это важный церковный праздник, запрещается тяжёлая работа. В народе этот запрет преобразился до полного запрета на любую работу, в том числе шитьё, уборку, стирку и так далее, однако церковь относится к нему более терпеливо: бытовые дела не запрещаются, главное — уделить внимание молитве.
Яблочный Спас — постный день, поэтому запрещены шумные празднования, скоромная пища на столе (то есть мясо, молоко, яйца), а также чревоугодие. Не стоит злоупотреблять алкоголем, хоть он и разрешён в этот день. По этой же причине на Яблочный Спас — Преображение Господне не проводят венчания, так как свадьбы сопровождаются шумными гуляниями.
Как и на все церковные праздники, запрещено ссориться, ругаться, браниться. А ещё считается, что в этот день нельзя убивать насекомых и даже прогонять их следует аккуратно.
Большое количество примет и поверий на Яблочный Спас связано с яблоками. Так, считалось, что какое на вкус первое откушенное освящённое яблоко, таким и будет будущее: сладкое предвещает удачу и успех в делах, кислое сулит трудности. Во время выпечки пирогов с яблоками хозяйки приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»
Девушки гадали по яблокам на суженого: например, яблочную кожуру кидали через левое плечо и старались разглядеть в очистках первую букву его имени. Также «катали антоновку»: для этого девушки вырезали на яблоках свои имена, прятали плоды под платок, выложив в круг, а затем одна из девушек, закрыв глаза, выбивала ещё одним яблоком плоды из-под платка. Чьё яблоко выкатится первым, та девушка и выйдет замуж раньше остальных.
Есть яблоки в этот день можно только после освящения и только во второй половине дня. Это тоже связано с языческими поверьями: считалось, что утром прилетает птица печали Сирин и плачет над яблоками мёртвыми слезами, а после полудня её сменяет птица Алконост, которая дарит плодам живительную силу.
Есть поверья, связанные с насекомыми: так, считается, что если на руку сядут в этот день две мухи, это сулит удачу — причём прогонять их нельзя, надо дождаться, пока они улетят сами.
Много с этим днём связано и погодных примет. В старину верили, что Яблочный Спас — предвестник осени, поэтому его ещё называли «первыми осенинами». Считалось, что какая погода стоит на Яблочный Спас, такой она будет и на Покров, 14 октября.
Если на Преображение погода сухая, то и осень будет не дождливой, а если в этот день много солнца — зима будет суровой и морозной. Пасмурная погода предвещает промозглую осень, а дождь — много снега зимой.
Преображение Господне в открытках и картинках непосредственно связано с Яблочным Спасом: они соединяют в себе и религиозные, и народные символы. Так, непременными атрибутами на них являются церкви, храмы, купола, кресты, а также иконы, посвящённые Преображению Господню. А рядом неизменно — корзины яблок или яблони, цветущие и с большим количеством плодов. Также иногда изображают виноград как изначальный плод, который было принято освящать в этот день.
Поздравлять также принято одновременно и с Преображением Господним, и с Яблочным Спасом. Например, в прозе это делают так:
«Поздравляю с Яблочным Спасом, праздником Преображения Господнего! В этот день я желаю вам крепкого здоровья, благополучия, гармонии в душе и, конечно же, вкусных румяных яблочек. Медовой, сладкой жизни вам. Храни вас Господь. С праздником!»
«Поздравляю с Яблочным Спасом! Пусть Всевышний бережёт твой дом от невзгод и бед, тревог и печалей. Пусть терпение, мудрость и искренность принесут свои плоды, сделают жизнь простой и радостной. Пусть наливные яблочки наполняют дом ароматом счастья!»
«Поздравляю с Яблочным Спасом! Желаю, чтобы в вашем доме всегда был мир и покой. Живите дружно и любите друг друга всей душой. Пусть этот светлый праздник принесёт в вашу жизнь много хорошего и унесёт всё плохое! С Преображением Господним!»
Также можно поздравлять и в стихах — к примеру, так:
Светлый, прекрасный праздник сегодня —
Яблочный Спас, Преображенье Господне.
С Яблочным Спасом я вас поздравляю.
Сладкой, медовой вам жизни желаю.
Пусть полною чашею будет ваш дом,
А счастье с любовью всегда живут в нём!
*
В Божий день и в этот час,
В этот Яблочный Спас —
Мира, счастья и добра,
Будет жизнь пускай щедра,
Будет дома лишь уют,
А ненастья обойдут,
Будет пусть всего в запас,
Охраняет Ангел Вас!
*
Преображение Господне
Откроет свет пусть вам сегодня,
Заполнит душу теплотой
Да вас одарит добротой.
Разных плодов спелых вкусите,
А перед тем их освятите.
Возрадуйтесь, молитесь Богу,
Откройте вере вы дорогу.
Комфорт душевный сохраните,
Решительно грех поборите,
Уверенно к мечте идите!