Недавно одному из читателей 78.ru пришло сообщение от оператора МТС о повышении с 11 апреля 2024 тарифа на 70 рублей до 905 рублей с учётом персональных настроек и скидок.
В компании пояснили, корректировки проводятся для обеспечения абонента качественной связью и возможностью запускать новые технологии и сервисы.
Выясняем, какие мотивы на самом деле у операторов и что делать, если новая стоимость услуг «кусается».
Отметим сразу, что на тему формирования и изменения тарифов сотовые операторы отвечают крайне неохотно и предпочитают не раскрывать подробности тем, кто не является профессионалами.
Пресс-служба МТС представить свою позицию по поводу инцидента не сочла нужным. В «Билайне» ситуацию прокомментировали кратко:
— Любое повышение цен происходит в чётком соответствии с тарифной политикой компании и в рамках экономически обоснованных параметров. Информация о планируемых повышениях при необходимости предоставляется в Минцифры России и ФАС России.
Мы всегда заранее предупреждаем клиентов о грядущих изменениях и даём возможность выбора дополнительных бонусов либо смены тарифного плана, — заявили там.
В «Мегафоне» также кратко проинформировали, что в марте цены никто не поднимал, нет таких планов и на апрель.
Как напоминает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, каждый оператор предлагает свой набор тарифных линеек. В этом плане российский рынок связи является высококонкуретным, так что каждый может выбрать себе тариф по кошельку, по запросам, по нарезке нужного гигабайт-трафика. У большой четвёрки выбор огромный, плюс ещё есть тарифы-конструкторы, которые пользователи могут настроить под себя.
По словам эксперта, тарифы растут по причине того, что затраты на связь растут.
— За последние 10 лет тарифы выросли и в ЖКХ, и в энергетике. В телефонии же тарифы по факту отстают в 5 — 6 раз от необходимого. Увеличиваются и стоимость оборудования, расходы на оплату персонала, — констатировал аналитик.
Как разъясняет Эльдар Муртазин, государство выполняет свою роль и ограничивает коммерческим операторам рост уровнем инфляции. Этот показатель сейчас составляет 10%. А поднимать стоимость услуг можно только один раз в год. Соотвественно, растут и цены примерно на 10%.
— Этого недостаточно для качественного развития отрасли, это режим выживания.
И если так будет продолжаться, то мы столкнёмся с тем, что цены вырастут на всё из-за плохого качества связи.
У нас есть время, два года от силы, чтобы ситуацию изменить.
Банально те же автомобилисты будут тратить больше топлива, чтобы добраться до места без нормальной работы картографии, а она напрямую зависит от операторов. Примеров можно привезти много, но большинство людей этого просто не понимают. Они поступают по логике, пускай я сэкономлю хотя бы 50 рублей в месяц, хотя что эта сумма сейчас решает? — задался вопросом эксперт.
По словам Эльдара Муртазина, есть и вторая ловушка— это промотарифы.
В них виноваты сами операторы. Они предлагали услуги за 50, 100, 150 и 200 рублей с безлимитным интернетом. Такие тарифы существуют до сих по. А сами операторы попали в ловушку с инфляцией и не могут ничего сделать.
— Ну, платил человек 200 рублей, теперь будет 220. А через год будет 240. Таких людей несколько миллионов в стране, и они тяжёлым грузом лежат на плечах операторов. И если разрешить менять тарифы для таких абонентов выше инфляции, то мы решим проблему. Для большинства тарифы меняться не будут, — предлагает рецепт эксперт.
Как отмечает Эльдар Муртазин, говорить, как изменились тарифы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или с 1 января не представляется возможным, так как там нет единого рубильника, которым можно было несколько сотен тарифных планов за раз переключить. Они меняются не одновременно. Средний рост за весь год составляет где-то около 6% для всех абонентов.
— На вот эти 10% растут средний и бюджетный класс. Максимальный уровень повышения это примерно 70 рублей. Это при тарифе 700 рублей. Вот и выросло на 70 рублей, — отмечает он.
По словам Эльдара Муртазина, получить тот же объём услуг или даже по более низкой цене, увы, не получится. С этим надо мысленно свыкнуться. Все бы хотели платить за ЖКХ меньше, но никто оспорить это не может.
Если человек оплачивает услуги связи, то оператор не может лишить красивого или полюбившегося номера абонента. При неоплате через какое-то время договор может быть закрыт. Да, то есть остаться без номера можно. Но никто не лишает его при переходе на более низкий тариф.
Юрист в сфере ЖКХ Кирилл Захарян поясняет, что на рынке связи до сих пор законодательно не урегулировано главное: понятие себестоимость. От этого и происходит чехарда.
— Да, нам говорят 10% в год. Но за три года это уже 30%, вот настолько всё и подорожало по моим ощущениям в итоге. Промотарифами я сам какое-то время активно пользовался, но по своему опыту могу сказать, что все они лично у меня давно заархивированы, и у моих знакомых тоже. Так что я не понимаю, за каких тех парней мы платим? — задаётся вопрос он.
Кирилл Захарян предлагает также провести мониторинг зарплат топ-менеджмента большой четвёрки, если на новое оборудование так не хватает денег и ситуация близка к критической. При этом он прекрасно понимает, что на такой шаг, конечно, никто не пойдёт.