В проект нового Генплана до 2040 года вошли новые мосты через Неву. О них ранее рассказал губернатор Александр Беглов. При этом прозвучала цифра «пять», но перечислены были только четыре переправы. Это мост в составе Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), в створе Большого Смоленского проспекта, Арсенальный мост и Ново-Адмиралтейский мост. Видимо, поэтому пятую переправу коллеги решили «нарисовать» сами. В большинстве версий речь шла об Орловском тоннеле, который превращался в Орловский мост.
В эфире программы «Новый взгляд» мы уточнили у Беглова информацию о мостах. Оказалось, что их всё-таки четыре. Впрочем, если все эти переправы действительно появятся к 2040 году, это значительно улучшит транспортную обстановку в городе. Тем более что большинство из них задумали ещё много десятилетий назад.
История Ново-Адмиралтейского моста корнями уходит ещё в послевоенное время. Впервые он вошёл в Генплан Ленинграда 1948 года. В середине 2000-х казалось, что проекту вот-вот дадут «зелёный свет». Однако в итоге мост попал в число тех инфраструктурных проектов, которые после смены власти в 2011 году публично задвинул в долгий ящик новый губернатор Георгий Полтавченко. Вместе с мостом через остров Серный и Орловским тоннелем. Новая власть сослалась на дороговизну.
В 2000-е мост хотели возводить в створе 22-23 линий Васильевского острова и набережной реки Мойки, однако потом география неоднократно менялась под градом критики градозащитников и давлением геологических обстоятельств.
Однако ещё в 2011 году переправу обещали сдать к 2013-му, а к 2015-му пустить по ней трамваи. Как говорится, хочешь рассмешить Бога — покажи ему свой Генплан.
Согласно более свежим прожектам, мост пройдёт в створе 16-19 линий Васильевского острова до угла Мойки и Английского проспекта, но нескоро. В Концепции развития транспортной системы Санкт-Петербурга указаны 2029—2038 года.
Критики проекта считают, что место строительства опять выбрано неудачно. В частности, экс-депутат Заксобрания Алексей Ковалёв уверен, что «невозможно сделать такой мост из-за свального течения, чтобы не бились суда». При этом в качестве альтернативы обсуждался подводный тоннель. Его главный минус известен заранее — дороговизна.
Впрочем, по словам Беглова, мост будет, надо просто подождать.
— Ново-Адмиралтейский будет строиться позже. После ввода ЗСД и моста Бетанкура транспортная ситуация на Васильевском острове существенно изменилась к лучшему. Скоро мы улучшим её ещё больше. Планируем до конца 2023 года завершить строительство трёх первых съездов Шкиперской развязки. Это новый стыковочный узел ЗСД с улично-дорожной сетью Васильевского острова, — заявил губернатор.
Большой Смоленский мост также восходит к Генплану 1948 года. Впоследствии он переходил из одного градостроительного документа в другой, но десятилетиями оставался чисто бумажным проектом. Эта переправа должна соединить улицу Коллонтай с Большим Смоленским проспектом.
Проект был актуализирован два года назад. Тогда губернатор Александр Беглов впервые рассказал о планах по строительству шестиполосного разводного моста длиной 1570 метров и шириной 37,4 метра, который станет самым широким в городе.
Эта новость была подана в контексте подсчёта прибылей от переезда «Газпрома». Дополнительные «газовые» доходы решили потратить на инфраструктурные проекты.
Согласно актуальным планам, вся эта красота должна появиться к 2028 году.
Предполагается также строительство транспортной развязки с Дальневосточным проспектом и улицей Коллонтай, прокладка трамвайных путей и даже велодорожек.
Попутно надо решить вопрос и с рядом исторических домов на проспекте Обуховской обороны. Впрочем, как отмечают градозащитники, большинство из них лишь по документам являются дореволюционными, однако на самом деле были сильно перестроены в советское время и не сохранили исторический облик.
— Строительство Большого Смоленского моста начнём уже в этом году, когда проект выйдет из государственной экспертизы. Он позволит связать несколько районов, прежде всего — Московский, Фрунзенский и Невский. И станет частью большой транспортной дуги вокруг исторического центра. Соединит юг и северо-восток Петербурга, — сообщил Беглов в эфире 78-го.
Сравнительно недалеко будет расположен и новый мост в составе Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Он соединит Фаянсовую и Зольную улицу, став частью ШМСД, которая протянется от Западного скоростного диаметра до пересечения с Мурманским шоссе. Возведение переправы позволит разгрузить Обводный канал, а также мост Александра Невского и будущий Большой Смоленский мост.
Новую магистраль начали проектировать в 2017 году. С прошлого года ШМСД уже благополучно строится.
К 2024 году планируется сдать первый участок от ЗСД до развязки с Витебским проспектом. А уже следом в рамках второго этапа строители возьмутся и за мост.
Правда, о сроках в данном случае можно говорить лишь приблизительно. В частности, назывался 2030 год. Однако концессионное соглашение по второму-четвёртому этапам строительства ШМСД ещё готовится, в стадии проработки находится и градостроительная документация.
— Мост в составе Широтной магистрали пройдёт в одном коридоре с существующим Финляндским железнодорожным мостом. Он поможет разгрузить самое трудное для транспортных потоков направление — в сторону Мурманского шоссе, — рассказал Беглов.
Арсенальный мост призван облегчить путь из центра в Калининский район и когда-нибудь станет дублёром Литейного моста. Переправа должна соединить Арсенальную и Воскресенскую набережные в створе Арсенальной и Таврической улиц с выходом на Полюстровский проспект.
Это ещё один старый проект, известный уже по генеральному плану 1986 года. Никто из экспертов не сомневается в том, что данный мост необходим. Предполагается, что он станет разводным, вписавшись в историческую застройку. Эта переправа существенно сократит пробки и облегчит функционирование общественного транспорта.
Проблема в том, что перспективы строительства моста остаются неопределёнными. Пока ни разу не назывались даже приблизительные сроки возведения переправы. К проектированию тоже ещё не приступали.
— Мост в створе Арсенальной улицы не помешал бы уже сейчас. Между Большеохтинским и Литейным мостами промежуток слишком большой по меркам современного мегаполиса. Также городу нужна новая вылетная магистраль в направлении Парголово и строящегося аэропорта в Левашово. Мы предусмотрели её в проекте нового Генплана, — отметил губернатор.
Получается, два моста из четырёх уже в работе, а ещё два пока только в перспективных планах. При этом у города есть и другие амбициозные транспортные проекты. Не секрет, что городской и федеральный бюджеты нерезиновые и где-то придётся делать нелёгкий выбор.
В этой связи можно вспомнить и вышеупомянутые ШМСД с Орловским тоннелем, и КАД-2.
О планах по строительству второй кольцевой дороги по территории Ленобласти Валентина Матвиенко заявила ещё в 2007 году, когда достраивали первую кольцевую. Дальше всё шло по привычной схеме. К примеру, в 2011 году планировалось начать проектирование к 2013-му, строительство — к 2015-му, а в 2020-м году уже сдать объект. Теперь речь идёт о уже 2035-м, а кольцо превратилось в «хорду в восточную часть города».
Есть и смежные транспортные проекты, не менее амбициозные. Скажем, скоростной маршрут в Пулково или железнодорожная высокоскоростная магистраль между Петербургом и Москвой.
Отдельным пунктом стоят грандиозные планы по развитию метрополитена — главного городского долгостроя, предполагающие возведение 21 новой станции уже к 2030 году, а к 2050 обещают открыть и вовсе 89.
Ни одно из этих направлений не выглядит излишним. А значит в ближайшее время городу придётся тщательно выстраивать приоритеты.