Уже в осеннюю сессию этого года ЗакСу Петербурга предстоит утвердить новый городской Генплан. По традиции к поданным поправкам от жителей Северной столицы, народные избранники подготовят свои корректировки. Одной из самых болезненных тем для всех станут битвы за сохранение «зелёных лёгких» города, которых из-за массового строительства последних лет остаётся всё меньше и меньше даже на окраинах и в пригородных районах. Также жаркие споры разразятся из-за транспортных проектов, чья потенциальная трассировка зачастую и проходит по паркам и скверам. 78.ru изучил предложения горожан и подготовил шпаргалку для депутатов
Судя по предложениям петербуржцев, от нехватки зелёных насаждений общего пользования (ЗНОП) начали всё чаще страдать уже даже далеко не жители исторического центра, но даже отдалённых территорий.
Так, в Кировском районе на косе Канонерского острова местные активисты выступают за создание парка. Здесь ситуация с экологией существенно ухудшилась после запуска Центральной части ЗСД в конце 2016 года. Часть переправы прошла непосредственно над островом.
Как уточняет в своих предложениях депутат МО «Морские ворота» Александр Лобановский, в настоящее время объект не благоустроен, используется для «дикого» туризма и свалки отходов.
— Благоустройство парка, создание полноценной зоны отдыха улучшит экологическую ситуацию в районе, повысит качество жизни петербуржцев. Фактическая ликвидация парка общей площадью почти 45 Га резко снизит обеспеченность жителей Кировского района зелёными насаждениями общего пользования и рекреационными зонами, — поясняет он.
В посёлке Петро-Славянка ощущают наплыв гостей из Купчино и Шушар. Здесь мечтают о появлении парковой зоны для пляжного и рыболовного отдыха в устье реки Кузьминка и реки Славянка.
— Ландшафт прибрежных зон данных рек не уступает по красоте ландшафту парков в Павловске и Пушкино, которые расположены выше по реке Славянка, — уверены местные активисты.
В Красногвардейском районе житель ЖК «Цветной город» напоминает об обещаниях местной администрации создать парк на территории между улицей Пейзажной и рекой Охтой. Участок площадью 45—50 га в своём видении сценариев развития города чиновники отнесли к зоне режимных территорий.
На нехватку ЗНОП жалуются даже в таком традиционно зелёном районе, как Петродворцовый. Там предлагают расширить рекреационную зону около «Парка Луговой» и «Английского парка» и ни в коем случае не застраивать её жильём.
В Красносельском районе местные активисты стремятся не допустить появления в Южно-Приморском парке здания центра комплексного социального обслуживания населения.
— Парк надо не уменьшать, а расширять, т. к. он является «природным центром социального обслуживания» для гораздо большего количества горожан, чем любой Дом социального обслуживания, который можно построить в другом месте, а вот зелёные насаждений на намывных/насыпных территориях округа приживаются долго. В застраивающимся жильём муниципальном образовании Южно-Приморский обеспеченность населения зелёными насаждениями стремительно снижается. Южно-Приморский парк, заложенный 60 лет назад как многофункциональный, и в 10 раз уменьшившийся в размерах, — подчёркиваются сразу в десятке обращений, скопированных, правда, как под копирку (орфография и пунктуация соблюдены авторские — прим. редакции).
Жители Петроградской стороны обеспокоены планами по строительству неких тоннелей и элементов улично-дорожной сети в… Лопухинском саду.
— Данное решение в случае его реализации приведёт к ухудшению условий жизни, а именно: увеличению транспортной нагрузки, шумового и пылевого загрязнения среды, уменьшению площади зелёных насаждений. Также создание сквозного проезда, соединяющего Песочную и Аптекарскую набережные, многократно повысит количество автомобилей проезжающих данный участок в сутки, создаст повышенный спрос на перемещение по этому маршруту транзитного транспорта, что приведёт к дальнейшей эскалации указанных проблем, — считает автор поправки.
В южной части города активисты борются уже много лет с планами проложить дорогу в город-спутник «Южный» через посёлок Александровский, теперь борьба вышла на новый уровень.
Большой блок поправок подготовлен петербуржцами для проектов, которые у всех на слуху уже долгие годы, но так и не дошли до реализации. Так, например, горожане просят не строить магистраль М-7 в Удельном парке, так как есть её дублер в виде ЗСД.
Напомним, в 2020 году рассматривался более щадящий вариант в виде не надземной трассы, которая бы «съела» у парка 80 га, а тоннеля или эстакады.
Многие выступают за появление долгожданной зелёной зоны в Петроградском районе на пересечении Сытнинской улицы и Кронверского проспекта, где градозащитники обнаружили «останки первых строителей Петербурга». Даже могикане рынка недвижимости уже не могут вспомнить, из-за чего здесь возник скандал и что хотели там построить: офисы или жильё — так много было проектов.
В чём-то аналогичная ситуация складывается и с «Садом на Неве» в створе Таллинской улицы, или так называемым у горожан «рожком». Там также проекты менялись один за другим. Речь шла о первом в городе частном ЗАГСе, потом разрешение на его возведение было отозвано по суду, о Музее блокады, а также комплексе построек для Верховного суда. Теперь территория «забронирована» под Орловский тоннель, о котором вновь заговорили недавно в Смольном. Против тоннеля возражающих также хватает. Между тем ещё в ценах далекого 2011 года, когда о проекте говорили много, его реализация оценивалась в более 100 млрд рублей.
Вспоминают многие и обещания по превращению в парк Митрофаньевского кладбища, где похоронены защитники блокадного Ленинграда. Теперь через кладбище предлагается строить дорогу или даже путепровод.
— Считаю это недопустимым и кощунственным! А также мы, жители соседних домов, считаем, что память необходимо увековечить! Сейчас в 100 м от места, где планируется путепровод, находится школа. Вдоль Измайловского бульвара строят ещё одну, и ещё одна планируется! Какая оживлённая трасса может быть здесь? — задаётся вопросом автор предложения.
На Тучковом Буяне многие горожане видят исключительно парковую зону и требуют исключить любую возможность строительства гостиниц и санаториев. Она есть в том варианте, который разработан для Генплана чиновниками.
В Приморском районе продолжает тлеть и многолетний конфликт жителей ЖК «Золотая гавань» с инвестором, решившим возвести в Пьяной гавани многоэтажный гостиничный комплекс с апартаментами и благоустроить набережную. Местные активисты видят на этом участке тематический верёвочный парк, зоны для прогулок и «сохранения естественной среды обитания птиц».
Примечательно, что некоторые петербуржцы предлагают возродить сцены-ракушки в парках города. По мнению горожан, это поможет частично решить и проблему уличных музыкантов.
Как заметили некоторые бдительные горожане, в новом Генплане до сих пор присутствуют мероприятия по строительству транспортной развязки на пересечении Шуваловского проспекта с ЗСД. Хотя этот объект был торжественно открыт в городе ещё в ноябре прошлого года.
Как и в случае с Орловским тоннелем многие петербуржцы не считают нужным возводить в городе Ново-Адмиралтейский мост между Васильевским островом и Коломной Адмиралтейского района. Это переправа также окажется дублёром ЗСД, а ради её строительства придётся сносить исторические здания, при этом экологическая обстановка только ухудшится из-за транспортных потоков.
— Это нанесёт непоправимый ущерб архитектурному облику исторической части Васильевского острова в районе набережной Лейтенанта Шмидта, прилегающих линий и Большого проспекта Васильевского острова, исказит панорамный обзор города со стороны устья реки и столь же непоправимо ухудшит качество жизни горожан, проживающих в непосредственной близости от этого участка, — поясняется в одном из таких предложений.
Большой блок поправок связан с трассировкой Южной Широтной магистрали. Многие понимают: объект городу необходим. Но никто не хочет, чтобы крупная трасса проходила под окнами их жилого дома.
В Красногвардейском районе активисты видят выход в создании буферной зоны из хвойных или лиственных зелёных насаждений между улицей Гранитной и железной дорогой вдоль квартала № 31 МО «Малая Охта». Активисты района помнят здесь и проект 2010 года по строительству многоуровневой развязки на Красногвардейской площади. Этот объект изначально планировался для «Охта Центр». Но небоскрёб Газпрома затем перенесли в Лахту, и он уже успел стать новой местной достопримечательностью, количество селфи с которым, выкладываемых в соцсетях, зашкаливает. Теперь, как считают некоторые горожане, потребности в развязке больше нет.
В Приморском проспекте много поправок подано с просьбой не пробивать Шуваловский проспект, который затронет лесопарк, прилегающий к Юнтоловскому заказнику. Как считают активисты, по существу территория будет разбита на два участка, а это приведёт к гибели краснокнижных растений и животных. Кроме того, для создания магистрали почву придётся серьёзно осушать, поблизости чаще начнет гореть торф.
Стоит отметить, что кроме парков, мостов, дорог петербуржцы живо обсуждают появление новых спортивных объектов в городе.
Так, сразу два крупных объекта запланированы в Петроградском районе. Там на Южной дороге на участке западнее дома № 15 предлагается возвести «Спортивный центр развития лёгкой атлетики». Для этого участок должен получить статус рекреационной зоны.
На Петровском проспекте может быть построен комплекс зданий СПб ГБУ СШОР «Центр художественной гимнастики «Жемчужина». В него войдут непосредственно спорткомплекс, общежития и надземный переход- галерея между ними.
В Кировском районе местные активисты просят чиновников просят восстановить заброшенный стадион «Корабел» по дороге на Турухтанные острова. На его месте жители видят многофункциональный комплекс с крытым ледовым катком.
Впрочем, есть у петербуржцев и весьма наивные просьбы: очистить Петровскую косу от построек и устроить там общественный яхт-клуб. Земля в этой локации традиционно считается дорогой, и вряд ли кто-то из её собственников пойдет на подобную благотворительность.
Ранее 78.ru рассказывал, какими видят петербуржцы в новом Генплане высотки, программу развития застроенных территорий и метро.